Центр жизни христианской Церкви сосредоточен в богослужении. Храмы, священники, службы. Однако возникает вопрос — зачем это все? Нужно ли Богу таковое служение? Скажем так: богослужение в его исторически определенной форме нужно в первую очередь нам, членам Церкви. Но и Богу, дабы Он мог действовать в мире, наше служение необходимо. Любовь и уважение Господа к человеку таковы, что Он добровольно ограничил Свое всевластие. Ведь главное свойство человека как образа Божия — свобода. Творец дал человеку возможность выбирать: быть с Богом или вне Бога. И в этом контексте наше служение Богу есть знак того, что мы себя свободно вручаем в Его волю; мы осознанно просим Его благого вмешательства в нашу жизнь. Наше участие в богослужении — это призыв к Богу действовать, призыв к общению с нами.
Церковь знает бесконечное многообразие богослужений. Остановимся на самых основных понятиях. В Церкви есть общественные богослужения, и частные. Главным общественным богослужением Церкви Христовой является Литургия (греч. «leiturgia», от «leos» — «народ» и «ergon» — «дело, служение»; «служение народа» или «служение для народа»). Во время Литургии происходит главное событие бытия Церкви – Евхаристия (греч. «eucharistia», то же, что причащение). Так же к общественным богослужениям относятся службы суточного круга – вечерни, полунощницы, утрени, часы и др., которые, по сути дела, являются молитвенной подготовкой к Литургии. Общественные богослужения проходят, как правило, непосредственно в помещении храма.
Частные богослужения могут быть совершаемы как в храме, так практически в любом другом благообразном месте. Служат частные богослужения по просьбам членов Церкви, «по требованию», по обстоятельствам, поэтому и называются требами. Совершителями треб является священник. Чинопоследования треб содержатся в требнике – специальной богослужебной книге. Благочестивые предки наши имели обычай вносить пожертвования за совершение треб. В подражание им и вы можете внести свою лепту.
К частным богослужениям – требам — относятся молебны (в т.ч. всяческие освящения). Наиболее распространены общие молебны – просьбы о помощи ко Господу и святым, молебны об исцелении недугов, помощи в путешествии, в созидании добрых дел, благодарственные, об успехах в учебе и т.д. В молебнах мы выражаем наши благие пожелания и надежды, и, уповая на милость Божию, чаем ответа на наши прошения. Со служением молебнов может быть соединено чтение акафистов — особых умилительных песнопений Господу, Богородице или Угодникам Божиим. Молебнами также являются чины освящения икон и других святынь, а также квартиры, автомобиля, полей и пр. Военнослужащим весьма полезно освящать свое оружие. Особым видом молебнов является водосвятие. Водосвятие бывает Великое (раз в году, на праздник Богоявления), или малое, которое может служиться в любых условиях и в любое время по просьбе верующих. К частным богослужениям так же относятся погребения и панихиды, а также Крещение, Венчание, Елеосвящение (Соборование). Требы в свою очередь делятся на содержание и не содержащие Таинства. Так, например, если первые из указанных служб являются должным образом (определенным чином) оформленными нашими просьбами ко Господу, то последние три стоят совсем в особом положении, они являются Таинствами.
По своей природе Таинства — это благодатные дары Духа Святого, преподаваемые верующим в Церкви посредством особо учрежденного и законно совершаемого богослужения. По определению Православного Катехизиса святителя Филарета, Таинство — это «священное действие, через которое тайным образом действует на человека благодать, или спасительная сила Божия». Хотя благодать Божия действует во всем мире — «Дух дышит, где хочет» (Ин. 3, 8), — но с особым изобилием, именно как дар, она ниспосылается через Церковь и особенно в Таинствах. Внешнее, обрядовое «оформление» Таинств необходимо как знак, критерий их истинности, богоучрежденности. Особо следует подчеркнуть, что все Таинства — это именно дары милости Божией, изливаемые на верующих людей не за их заслуги, а единственно по Любви Божией. Они также не зависят от личных качеств священнослужителей, ибо совершаются не конкретными людьми, но Господом. От нас же ожидается «согласие» на соучастие в этом преизбытке Любви Божией — вера, смирение, благодарность. Естественно, что к Таинствам Церкви допускаются только люди сознательно верующие и воцерковленные, то есть выполняющие требования и установления Церкви.
В Святой Православной Церкви семь Таинств:
В Таинстве Kрещения человек рождается в духовную жизнь,
в Таинстве Миропомазания, которое совершается одновременно с Таинством Крещения, получает благодать, укрепляющую в духовной жизни,
в Таинстве Причащения питается духовно,
в Таинстве Покаяния, или Исповеди, врачуется от духовных болезней (грехов),
в Таинстве Священства получает благодать духовно возрождать и воспитывать других посредством учения и Таинств,
в Таинстве Брака получает благодать, освящающую супружество и естественное рождение и воспитание детей,
в Таинстве Елеосвящения или Соборования врачуется от болезней телесных посредством исцеления от душевных болезней.
Если некоторые Таинства совершаются или раз в жизни (как Крещение или Миропомазание), или достаточно редко (Соборование), то только регулярное совершение Таинств Исповеди (Покаяния) и Причастия Даров Тела и Крови Христовых является нормой жизни православного христианина.
Хотелось бы добавить, что сейчас очень много издается поучительных и весьма полезных книг о Православной Церкви, Её истории, обычаях, порядках. Много интересного Вы можете найти в нашей библиотеке. Учитесь работать с книгами самостоятельно и вдумчиво и приносить священнику на рассмотрение плоды Ваших размышлений, а не бесконечно повторяющиеся одни и те же вопросы. Возрастайте духовно, учитесь в этой прекрасной вечной школе, в которой совершенству нет предела!