Священство. Хиротония

СВЯЩЕНСТВО. ХИРОТОНИЯ

Священство – есть Таинство, посредством которого избранный человек через архиерейское рукоположение (хиротонию), получает особую благодать Святого Духа для священного служения Церкви Христовой.

Это Таинство совершается только над лицами, избираемыми и посвящаемыми в священнослужители. Степеней священства три: диакон, пресвитер (иерей или священник) и епископ (архиерей).

Описанные нами шесть Таинств могут совершаться как епископами, так и священниками; Таинство же Священства, то есть наделение человека, через возложение рук и чтение особой молитвы, священнической Благодатью, необходимой для совершения священнодействий, может совершаться только епископами Христовой Церкви.

Разница между епископами, священниками и другими священнослужителями состоит в полноте Благодати. Всю полноту Апостольской Благодати, полученной ими от Господа Иисуса Христа, имеют Епископы Церкви, как полноправные преемники Апостолов.

Епикопы, поставляя пресвитеров (священников) для священнослужения, передают им часть апостольской Благодати, достаточную для совершения вышеупомянутых шести Таинств и других священнодействий.

Кроме епископов и священников, существует ещё чин диаконов («диакония» в переводе с греческого значит «служение»), которые при посвящении их получают Благодать в той полноте, которой достаточно им для выполнения их диаконского служения.

Иначе говоря, диаконы сами не совершают священнодействий, но «служат», помогают епископам и священникам совершать священнодействия.

Священники «священнодействуют», то есть совершают уставные богослужения, шесть Таинств и менее значительные священнодействия, учат народ Слову Божию и руководят духовной жизнью доверенной им паствы.

Епископы совершают все священнодействия, которые могут совершать священники, и, к тому же, совершают Таинство Священства и возглавляют Поместные Церкви, или входящие в них Епархии, объединяющие различное количество Приходов, руководимых священниками.

«Между епископами и пресвитерами, — говорит святой Иоанн Златоуст, — нет большого различия, так как и пресвитерам предоставлено право учительства и церковного управления, и что сказано относительно епископов, то же самое применимо и к пресвитерам. Одно только право посвящения возвышает епископов над пресвитерами».

Нужно также добавить, что посвящение диакона и священника совершается одним епископом, посвящение же епископа должно совершаться не менее чем двумя, или более, епископами.

Большая ответственность лежит на человеке, получившим благодать священства. Даже обычная человеческая логика подсказывает, что быть достойным совершителем Таинств и пастырем может далеко не каждый, но только избранный Самим Богом. Но и чада Церкви Христовой, в свою очередь,  несут ответственность за свою духовную жизнь, за то, как слушаются они своего, Богом им данного, пастыря.

Все лица, прошедшие через Таинство священства, составляют Церковную иерархию. Принявшие Божественную благодать в Таинстве священства, через рукоположение передают ее вновь посвящаемым. Образуется некая цепочка рукоположений. В Православной Церкви эта цепочка простирается от наших дней до самих апостолов, а через них к Самому Пастыреначальнику Христу, нигде не прерываясь.