Святыни

Курская-Коренная икона Божией Матери «Знамение»

Курская-Коренная икона Божией Матери «Знамение»

Курская икона «Знамение» Божией Матери – одна из замечательнейших и древнейших икон православной Руси. История этой иконы весьма поучительна и исполнена такого множества благодатных знамений и чудес, что вызывает невольное благоговение к дивной святыне.

В XIII столетии, в страшную годину татарского погрома, когда почти вся Русь лежала в развалинах, Курская область не избежала общей участи русских городов: вся она пришла в полное запустение, и ее главный город Курск, разоренный полчищами Батыя, превратился в дикое, пустынное место, заросшее дремучим лесом и заселенное дикими зверями. Жители уцелевшего от погрома города Рыльска часто ходили сюда на охоту для ловли зверей.

Один из охотников зашел однажды на берега реки Тускари, недалеко от разоренного Курска. Высматривая здесь добычу, случайно заметил он лежавшую на земле при корне дерева икону, обращенную ликом вниз к земле. Едва только охотник-зверолов поднял святую икону с земли, как тотчас из того места, на котором она лежала, с силою забил чистый и многоводный источник. Это было 8-го сентября 1295-го года.

Зверолов не решался после этого оставить икону в ее прежнем месте. Он построил здесь небольшую деревянную часовню и в ней поставил новоявленный образ Богоматери. Вскоре об этом узнали жители Рыльска и стали посещать место явления для поклонения новой святыне, которая с течением времени все более и более прославлялась чудотворениями.

Узнав об этом, Рыльский князь Василий Шемяка приказал перенести ее в Рыльск. Икона была торжественно встречена всеми жителями, вышедшими за город навстречу иконе. Один только князь Шемяка уклонился от этого торжества. За это он в самый день прибытия иконы в Рыльск был наказан слепотою. Князь осознал свою вину, раскаялся и, совершив усердное молебствие пред святою иконою, получил исцеление. Умиленный этим чудом, Шемяка соорудил в Рыльске церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. В этом храме была поставлена чудотворная икона, и в день явления ее, 8-го сентября, установлено ежегодное ее празднование.

Но икона пребывала здесь недолго: чудесным образом она исчезла из храма и возвратилась на место своего явления, на берега реки Тускари. Жители Рыльска неоднократно брали ее отсюда и ставили в Рыльске, но всякий раз она непостижимо возвращалась на прежнее место. Тогда они поняли, что Богоматерь благоволит к месту явления своей иконы, и оставили ее здесь в часовне. Многочисленные богомольцы стекались сюда для поклонения святыне, от которой обильно происходили чудеса. Молебствия для богомольцев совершал один благочестивый священник по прозванию Боголюб, который добровольно, по особому усердию и благоговению к Богоматери, явился сюда и жил здесь, упражняясь в подвижничестве.

В 1383-м году Курская область подверглась новому разграблению со стороны татар. Татары, встретив на своем пути часовню, взяли священника в плен, а часовню решили сжечь. Но часовня, несмотря на все усилия, не загоралась, хотя они обложили ее хворостом. Суеверные варвары накинулись на Боголюба, подозревая его в волшебстве, которым они объясняли свою неудачу. Благочестивый иерей обличил их неразумие и указал на икону Божией Матери, находящуюся в часовне. Озлобленные татары схватили святую икону, рассекли ее на две части и бросили их в разные стороны, а часовню сожгли. Иерей Боголюб был отведен в плен, из которого вызволен был послами московского царя. По возвращении своем на родину Боголюб  скоро нашел расколотые татарами части чудотворной иконы, сложил их вместе, и они тотчас же срослись настолько плотно, что не осталось никакого следа от этого повреждения; только в том месте, где была расколота икона, показалась «аки роса».

Обновив церковь Рождества Богородицы, построенную Шемякою, жители Рыльска снова попытались перенести сюда святую икону, но последняя опять чудесным образом возвратилась на место своего явления. Тогда здесь была выстроена новая часовня, в которой икона «Знамение» и пребывала около 200 лет, непрестанно источая чудеса.

Город Курск, бывший в запустении после разорения полчищами Батыя, был восстановлен в 1597 году повелением московского царя Феодора Иоанновича. Благочестивый царь, слышавший много рассказов о чудесах иконы, выразил желание увидеть ее, и она была доставлена в Москву.

Царь встретил ее сам с патриархом Иовом, со всем священным собором, ближними боярами и войском и по совершении пред ней молебного пения приказал сделать на верхней части иконы изображение Господа Саваофа с исходящим из недр Его Святым Духом, на остальных же сторонах – изображения ветхозаветных пророков в различных одеждах, по различию происхождения и звания, со свитками в руках.

Изображение Богородицы, Господа Саваофа и пророков по царскому приказанию были украшены сребропозлащенным окладом, жемчугом и драгоценными камнями. Царица Ирина Феодоровна украсила святую икону богатою ризою с жемчугом, драгоценными камнями и атласною пеленою, шитою золотом. Икона затем была возвращена, и в том же году, при ближайшем содействии царя, на месте часовни был основан монастырь и воздвигнута церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. В том же году была построена другая церковь во имя «Живоносного Источника» под горою, у самой реки, над тем источником, который образовался при обретении иконы. Новооснованный монастырь стал называться Коренной пустынью в память явления иконы при корне дерева.

При нашествии крымских татар на южные пределы России икона для большей безопасности была перенесена из Коренной пустыни в Курск, в соборный храм. В 1611-м году пустынь была разорена татарами. Царь Борис Годунов питал большое благоговение к этой иконе и в благодарность за спасение Курска от голода, свирепствовавшего при нем почти повсеместно, сделал много ценных пожертвований на украшение иконы. Благоговение русских православных людей к иконе «Знамение» было настолько велико, что даже Самозванец, желая привлечь к себе внимание и сочувствие окружающих, оказывал почитание этой иконе; он приказал перенести ее из Курска в свой лагерь в Путивле, а затем взял ее с собою в Москву и поставил в царских хоромах, где она оставалась до 1615-го года.

Во время отсутствия иконы благодатная помощь Богоматери не оставляла Курск. В 1612-м году икона спасла город от поляков: неприятели вскоре сняли осаду и отступили от Курска с большими потерями. В благодарность за спасение Курска и в знак почитания иконы был основан Знаменский монастырь.

В 1615-м году, по особому прошению курских жителей, царь Михаил Феодорович повелел возвратить чудотворный образ из Москвы в Курск и поставить его в курском соборном храме.

В 1618-м году с дозволения царя Михаила Феодоровича икона была перенесена в собор Знаменского монастыря, где она все время до революции и пребывала.

В в том же году была вновь отстроена и освящена церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы в разоренной татарами Курской Коренной пустыни. Согласно преданию, именно в этом году Курская чудотворная икона была впервые перенесена торжественным крестным ходом из городского курского монастыря в «пустыньку, что на корню». С этого времени установился благочестивый обычай ежегодно, в пятницу 9-ой недели после Пасхи, совершать временно такое перенесение.

В 1767-м году, в 9-ю пятницу по Пасхе, шел крестный ход с чудотворной Курской Коренной «Знамение» из Знаменского монастыря в Коренную Пустынь. Шествие, застигнутое сильным ливнем, свернуло во двор Агафии Фотиевны Мошниной, вдовы строительного подрядчика Исидора Ивановича Мошнина. Сын Агафии Фотиевны, 9-летний Прохор (в будущем – преп. Серафим), был в то время болен и так сильно, что уже не надеялись на его выздоровление. Незадолго перед тем мальчик увидел во сне Божию Матерь, которая обещала посетить и исцелить его. Когда ход оказался в их дворе, Агафия Фотиевна поднесла болящего Прохора к иконе «Знамение», после чего он стал быстро поправляться. Так Курская икона «Знамение» оказалась связана с житием великого русского чудотворца, сыгравшего столь важную роль в дальнейших судьбах России.

Это был последний крестный ход перед его запрещением в царствование императрицы Екатерины II. Только при императорах Павле I и Александре I крестные ходы с Курской Коренной иконой «Знамение» возобновились и превратились в самые величественные и многолюдные ходы в России.

В 1676-м году икона «Знамение» Богоматери была перенесена на Дон для благословения донских казацких войск. В 1684-м году от государей и великих князей Иоанна и Петра Алексеевичей был прислан в Коренной монастырь список с чудотворной иконы «Знамение» Пресвятой Богородицы в серебряном позолоченном окладе с повелением носить этот список по приходам православных воинов. В 1687-м году икона отправилась с армией в поход против крымских татар, дошла до самого Крыма, где и был положен конец татарским набегам на русские земли.

В 1812-м году курское городское общество послало по усердию своему в действующую армию к князю Кутузову для укрепления войск список с чудотворной Курской иконы, вставив его в серебряную позолоченную раму.

Всероссийское почитание Курского чудотворного образа привлекло внимание социалистов-революционеров, этих предтечей большевизма. 3 марта 1898 года ряд видных эсеров при участии Максима Горького, желая подорвать народную веру в чудодейственную силу, истекающую от Курской иконы, решились ее уничтожить. Во время всенощного богослужения в Знаменском соборе они незаметно подложили к подножию иконы Богоматери взрывной снаряд страшной силы, снабженный часовым механизмом. Взрыв решено было произвести во время праздничного богослужения. Для этого кощунственно была выбрана Крестопоклонная неделя. Но, чудесным образом, механизм бомбы сработал с большим опозданием, когда в храме никого уже не было. Во втором часу ночи раздался ужасный взрыв, так что дрогнули все стены монастыря. Испуганная монастырская братия тотчас поспешила в собор к своей святыне. Когда они вошли, то пред ними предстала ужасная картина разрушения. Силою взрыва была разорвана на куски чугунная позолоченная сень над иконой; тяжелое мраморное подножие из нескольких массивных ступеней сдвинуто со своего места и разбито на несколько частей; находившийся пред иконой большой массивный подсвечник далеко отброшен в сторону. Находившаяся близ иконы окованная железом дверь была вся изломана и выперта наружу, причем попорчена была сама стена, давшая трещину. Все стекла в соборе и даже в верхнем куполе были разбиты. Но среди всего этого всеобщего разрушения икона Пресвятой Богородицы «Знамение» чудесным образом осталась целою и невредимою. Даже стекло на ее киоте осталось целым. Злоумышленники, рассчитывая уничтожить святую икону, послужили только к большему ее прославлению. Впечатление от этого чуда, когда слух о нем разнесся по всему городу, было необычайно. Все устремились в Знаменский собор, чтобы собственными глазами видеть это знамение благодатной силы Божией Матери и поклониться ее чудотворному образу.

В 1918-м году в Курске произошло горестное, но вместе с тем и весьма знаменательное событие: среди бела дня чудотворная икона и ее икона-список, обе в драгоценных, украшенных самоцветами ризах, были похищены из Знаменского собора. Случилось это 11-го апреля, в среду, на 6-й неделе Великого поста.

Недалеко от монастыря находился старый колодец, выкопанный по преданию самим преподобным Феодосием Печерским, в то время совершенно заброшенный. В день памяти преподобного Феодосия Печерского, 3-го мая, бедная голодная белошвейка возвращаясь с базара, заметила старый мешок, развернув который она обнаружила две деревянные иконы «Знамения» Божией Матери без риз.

О находке сообщили духовенству, иконы перенесли крестным ходом в храм. На чудотворную икону была немедленно надета запасная, довольно простая, серебряная, голубой эмалью покрытая риза, которая находится на ней и по сей день. После этого начались непрерывные молебны при огромном стечении народа.

В середине октября из-за угрозы захвата Курска большевиками было решено отвезти Курскую чудотворную икону в город Обоянь, в 60-ти верстах на юг от Курска, а в случае приближения фронта к Обояни инокам Знаменского монастыря поручено было отбыть с иконой в Белгород. После молебна, ровно в 9 часов вечера 31-го октября 1919 года, чудотворная икона покинула Знаменский монастырь.

В уездном городе Обояни нашли приют в местном мужском монастыре. Затем, после трехдневного чрезвычайно тяжелого пути, иноки с Чудотворной иконой добрались до Белгорода и поставили ее, по благословению епископа Феофана, в мужском монастыре, где почивали мощи Святителя Иоасафа. 18-го ноября в отдельном вагоне икона покинула курские пределы и отбыла в Таганрог, куда и прибыла 20-го ноября, в канун праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Дальнейшие кратковременные этапы: Ростов, Екатеринодар, Новороссийск. Монахам с иконой часто приходилось голодать и холодать. Наконец, 1-го марта 1920-го года, на пароходе «Святой Николай» Курская чудотворная икона в сопровождении епископа Феофана и иноков, не пожелавших с ней расстаться, покинула берега России и из Новороссийска через Константинополь прибыла из Салоники. 2-го апреля икона прибыла в древнюю столицу Сербии, город Ниш, где ее с великим торжеством встретил Нишский сербский епископ Досифей, со всем своим духовенством и множеством народа.

По усердной просьбе генерала Врангеля, удерживавшего Крым, икона из Сербии отбыла туда для ободрения воинов. Прибыла она в Крым на пароходе «Святой Георгий» 14-го сентября 1920-го года, а 29-го октября 1920 года, на дредноуте «Генерал Алексеев», почти ровно через год после отбытия из Курска, чудотворная икона снова, теперь уже надолго, покинула русскую землю.

В 1925-м году в Белграде была построена русская Троицкая церковь. В ней с левой стороны была сооружена особая благолепная сень. В эту сень, по разрешению Архиерейского Синода и с согласия епископа Феофана и была помещена Курская чудотворная икона для постоянного пребывания. Из Белграда она неоднократно отбывала для посещения многих мест, где находились рассеянные по всей Европе русские люди.

Чудотворная икона «Знамение» пребывала на всех заседаниях I-го Зарубежного и II-го Всезарубежного Соборов с участием клира и мирян в Сремских Карловцах в 1921 и 1938 гг. соответственно.

Во время второй мировой войны Божия Матерь через Свою Чудотворную икону явила много дивных знамений и чудес, чему имеется множество свидетелей.

Большевики заняли Прибалтику, Польшу, Румынию и Болгарию. Советская армия вошла в Югославию, поэтому митрополит Анастасий — глава Русской Зарубежной Церкви – вместе с иконой отбыл из Белграда в Германию 8-го сентября 1944-го г.

Первым этапом в ее шествии на Запад был город Вена. Через некоторое время Синод и митрополит Анастасий переехали в город Мюнхен, затем, по получении швейцарской визы,  вместе с Чудотворной иконой отбыл в Женеву.

В Европе тогда было очень неспокойно. Многие опасались, что большевики соблазнятся временной беззащитностью Курской Коренной иконы и попытаются ее захватить.

Тем временем, был изготовлен точный список с иконы. Владыка Митрополит вернулся в Германию и Чудотворная икона водворилась в Мюнхене во Владимировской домовой синодальной церкви.  

Переселение за океан значительного количества русских, оказавшихся после Второй мировой войны в пределах Германии и Австрии, вынуждало думать о перенесении русского зарубежного центра в Северную Америку, куда отбыла главная масса русских изгнанников. И вот 23-го января 1951 года в аэропорту близ Нью-Йорка совершил посадку самолет, как бы с неба принесший благословение Божие – Одигитрию Русского Зарубежья, Курскую чудотворную икону «Знамение» Божией Матери.

В загородном имении князя Белосельского-Белозерского, в 40 милях от Нью-Йорка, с благословения митрополита Анастасия, решено было устроить ставропигиальное синодальное иноческое подворье. Строителем и настоятелем этого подворья был назначен архиепископ Чикагский и Детройтский Серафим, родом из Курска, автор книги о Курской иконе «Знамение» – «Одигитрия Русского Зарубежья». По его предложению, новому подворью присвоено было наименование «Новая Коренная Пустынь», где и определено место пребывания иконы. В1952 г. Архиерейский Синод вместе с Чудотворным образом Божией Матери переселился в Нью-Йорк. В летнее время икону переносили в Новую Коренную пустынь.

На 4-й месяц пребывания Чудотворной иконы в Америке начались ее путешествия по приходам Русской Зарубежной Церкви. В дальнейшем икона посетила приходы Южной Америки,  Европы, Австралии.

Русские люди за рубежом оказались рассеяны по всем странам мира, и чтобы сохранить Зарубежную Церковь, необходимо было сохранить между собой духовное и общественное единство. Душою и символом этого единства стала  Одигитрия русского рассеяния – Курская икона Божией Матери «Знамение».

И вот уже несколько раз чудотворная икона побывала в России, в том числе и на святой Курской земле, явив великую милость и вызвав великий духовный подъем в русском православном народе. Много было вознесено молитв и пролито слез перед чудотворной иконой Божией Матери; безмерны радость, утешение и чудесная помощь от Царицы Небесной, изливающиеся через Ее чудотворный образ.

В нашем Знаменском храме г. Ульма образ Божией Матери Курская-Коренная побывал уже многократно. С трепетом и благоговением прихожане молятся также перед чтимым списком (копией) великой иконы, который в дар приходу преподнесли благодетели из г. Курска,  руководители Компании „Русский дом“ – Федоров В.В. и Кананыхин О.В. Сей список был освящен на самой чудотворной иконе во время ее очередного пребывания в г. Ульме в 2007 году.

В 2011 году, по благословению Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшего Германа, архиепископа Курского и Рыльского, стараниями жертвователей  – депутата Городской Думы г. Курска Ткаченко В.А. и депутата Областной Думы Курской области Павлова О.И., для фасада Храма г. Ульма была изготовлена и доставлена большая икона Божией Матери «Знамение», Курская-Коренная. После Божественной литургии, во время торжественной передачи иконы Знаменскому Храму г.Ульма, архиепископ Герман символически возжег лампаду перед подаренным образом.

Тропарь, глас 4

Яко необоримую стену и источник чудес стяжавше Тя раби Твои, Богородице пречистая, сопротивных ополчения низлагаем. Темже молим Тя: мир Отечеству нашему даруй и душам нашим велию милость.

Кондак, глас 4

Честнаго образа Твоего знамение празднующе, людие Твои, Богородительнице, имже дивную победу на сопротивныя граду Твоему даровала еси. Темже Тебе верою взываем: радуйся, Дево, христиан похвало.

Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим образ Твой честный, имже показала еси преславное знамение.

ИКОНА СВТ. НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА

ИСТОРИЯ ИКОНЫ СВТ. НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА

Икона святителя Николая Чудотворца, находящаяся в Знаменском храме г. Ульма, была написана по заказу настоятеля игумена Максима (Шмидт) в 2003 году в Свято-Елисаветинском монастыре г. Минска.

Частицу святых мощей святителя Николая из г. Бари (Италия) доставил лично настоятель  игумен Максим (Шмидт). Нашему приходу мощи были пожертвованы настоятелем подворья Русской Православной Церкви в честь свт. Николая в г. Бари прот. Владимиром Кучумовым.

ЖИТИЕ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА

Тропарь, глас 4

Правило веры и образ кротости, воздержания учителя яви тя стаду твоему Яже вещей Истина: сего ради стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая. Отче священноначальниче Николае, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак, глас 3

В Мирех, святе, священнодействитель показался еси: Христово бо, преподобне, Евангелие исполнив, положил еси душу твою о людех твоих, и спасл еси неповинныя от смерти; сего ради освятился еси, яко великий таинник Божия благодати.

Тропарь на рождество свт.Николая Чудотворца, глас 4

Чудное и славное рождество твое, святителю Николае, Церковь днесь православных светло празднует, ибо стоянием ногу твоею яви тя Господь и провозвести быти светильника и учителя миряном, весь мир обогащающа и просвещающа чудесы. Тем вопием ти: моли Христа Бога спастися душам нашим.

Тропарь на перенесение мощей свт. Николая, глас 4

Приспе день светлаго торжества, град Барский радуется, и с ним вселенная вся ликовствует песньми и пеньми духовными: днесь бо священное торжество, в пренесение честных и многоцелебных мощей Святителя и Чудотворца Николая, якоже солнце незаходимое возсия светозарными лучами, разгоняя тьму искушений же и бед от вопиющих верно: спасай нас яко предстатель наш, великий Николае.

Кондак, глас 3

Взыдоша, яко звезда, от востока до запада твоя мощи, святителю Николае, море же освятися шествием твоим, и град Барский приемлет тобою благодать: нас бо деля явился еси, чудотворец изящный, предивный и милостивый.

Величание

Величаем тя, святителю отче Николае, и чтем святую память твою: ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.