Неделя 6-я по Пятидесятнице
Дата публикации: 04.08.2024

4 августа с. г., в Неделю 6-ю по Пятидесятнице, в храме иконы Божией Матери «Знамение» Курская-Коренная прихода свв. мчч. Валентина и Пасикрата в г. Ульме была совершена Божественная литургия. В этот день Святая Церковь совершает память мироносицы равноап. Марии Магдалины.

Накануне, 3 августа, состоялось Всенощное бдение.

Воскресную Божественную литургию возглавил игумен Максим (Шмидт) в сослужении протоиерея Григория Крочака, иерея Валентина Усачёва и диакона Евгения Кика. Богослужебные песнопения исполнил мужской состав приходского хора под руководством регента чтеца Николая Шилинцева.

Евангельские чтения дня: рядовое https://days.pravoslavie.ru/bible/z_mf_9_1_8.html#z, об исцелении расслабленного и равноапостольной https://days.pravoslavie.ru/bible/z_lk_8_1_3.html#z.

Проповедь, по благословению настоятеля, произнес иерей Валентин Усачёв. Ее он посвятил евангельской теме и памяти равноап. Марии Магдалины.

О святой мироносице в Новом Завете

Мария Магдалина – один из персонажей Нового Завета, о ней повествуют все четыре Евангелия. В Евангелии от Матфея о ней сказано немного. Сначала она упоминается в числе женщин, которые «следовали за Иисусом из Галилеи служа Ему» (Мф. 27:55-56). Она присутствует при распятии Христа, а затем мы видим ее и «другую Марию» сидящими «против гроба» Христа (Мф. 27:61). Спустя три дня после того, как прошел субботний запрет на дела и передвижения, она опять с «другой Марией» приходит к гробу. Им является ангел в белой одежде и сообщает о воскресении Христа (Мф. 28:1-8).

В Евангелии от Марка мы впервые видим Марию Магдалину в числе женщин, которые присутствуют при кончине Христа: «Были тут и женщины, которые смотрели издали; между них была и Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова младшего и Мария Иосифова, и Соломия, которые и тогда, как он был в Галилее, следовали за Ним и служили ему» (Мк. 15:40-41). Еще раз она появляется в момент погребения Христа: «Мария же Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где его полагали» (Мк. 15:47). В последней, 16-й, главе этого Евангелия говорится о том, что три женщины – Мария Магдалина, Мария Иаковлева и Соломия, «купили ароматы», чтобы умастить тело Христа. Женщины видят, что камень от двери гроба отвален, а внутри сидит юноша, облаченный в белую одежду. Юноша, как и ангел в Евангелии от Матфея, говорит им о воскресении Христа. На этом сходство этих Евангелий кончается. Далее в Евангелии от Марка говорится: «Воскресши рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов» (Мк. 16:9). Эти «семь бесов» в дальнейшем будут ассоциироваться именно с ней. Известна средневековая мистерия XV в. «Мария Магдалина», где эти семь бесов во плоти преследуют ее.

Меньше всего говорится о Магдалине в Евангелии от Луки, где она никогда не выделяется отдельно. Впервые о ней говорится как о «Марии, называемой Магдалиною, из которых вышли семь бесов» (Лк. 8:2), и второй раз мы видим ее в числе женщин, которые пришли умастить тело Христа ароматами. Им предстали «два мужа в одеждах блистающих» и возвестили о воскресении Христа (Лк. 24:4). В отличие от Евангелия от Марка, изгнание из Марии Магдалины семи бесов в Евангелии от Луки имело место до распятия Христа, когда он приходил с проповедями по городам и селениям.

Особое внимание Марии Магдалине уделяется в Евангелии от Иоанна. Евангелист впервые называет Магдалину, когда она стоит у креста распятого Иисуса с двумя другими Мариями: «При кресте Иисуса стояли матерь его, и сестра матери его Мария Клеопова, и Мария Магдалина» (Ин. 19:25). Затем «Мария Магдалина приходит ко гробу рано, когда было еще темно, и видит, что камень отвален от гроба» (Ин. 20:1-2) и сообщает об этом ученикам. Оставшись у гроба одна, позже она увидит двух ангелов «в белом одеянии» на месте, где было тело Иисуса. На их вопрос, почему она плачет, Магдалина отвечает: «Унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его». Обернувшись, она видит Христа, и не узнает, принимает его за садовника и просит: «Господин! Если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его». И только когда Христос зовет её по имени, она узнает его и хочет дотронуться до него. Но Христос говорит: «Не прикасайся ко Мне, ибо я еще не восшел к отцу Моему» (Ин. 20:15-16). Эта сцена становится в последующие века источником многочисленных произведений живописи и литературы.

По существу, немного сказано в Новом Завете о женщине, которая носила имя Мария Магдалина. Ничего, кроме этих сведений, мы не найдем в православном «Жизнеописании равноапостольной святой мироносицы Марии Магдалины».

В западной традиции образ Марии Магдалины обогащен чертами других женщин, упоминаемых в Евангелиях.

Это интересно

Имя Мария — древнееврейского происхождения и трактуется у многих народов по-разному. В христианской традиции за ним закрепилось значение «госпожа».

Поскольку Марией звали Пресвятую Богородицу, Мать Иисуса Христа, то имя Мария стало одним из самых любимым среди христиан.

Мария Магдалина – христианская святая, ученица Господа нашего Иисуса Христа, мироносица, которая, согласно Евангелию, следовала за Христом, присутствовала при Его распятии и была первой из тех, кто удостоился явления воскресшего Иисуса.

Прозвание «Магдалина» считается географическим и традиционно расшифровывается как «уроженка Магдалы» – селения на берегу Галилейского озера, недалеко от рыбацкого посёлка Капернаума (ныне города Капернаума).

Имя Магдалина позже в различных формах: Мадлен, Мэделин, Магда, Магдалена и других – стало популярным в Европе.

Память святой равноапостольной Марии Магдалины совершается 4 августа (22 июля по старому стилю), а также в третью неделю по Пасхе, которая именуется, согласно православному календарю, Неделей жен-мироносиц.

Святой Марии Магдалине посвящены множество храмов и монастырей. Один из самых известных храмов был освящён в честь святой в 1888-м году и находится в Русской Гефсимании – православном женском монастыре, расположенном на склоне Елеонской горы, что является частью исторического Гефсиманского сада. Считается, что именно на этом месте Господь Иисус Христос изгнал из Марии Магдалины семь бесов.

Согласно святителю Димитрию Ростовскому, мощи скончавшейся в Эфесе святой Марии Магдалины были торжественно перенесены в константинопольский монастырь святого Лазаря в конце IX века.

Далее судьба мощей святой теряется в глубине веков. Наиболее вероятная версия дальнейших событий предполагает, что во время разграбления Константинополя крестоносцами мощи были увезены и впоследствии разделены по храмам в разных местах Европы и Ближнего Востока.

В настоящее время известно о нахождении мощей святой Марии Магдалины в афонских монастырях: Симонопетра (рука), Эсфигмен (стопа), Дохиар и Кутлумуш (частицы).

Частицы мощей находятся и среди святынь Гефсиманского храма во имя Святой равноапостольной Марии Магдалины.

В сообщении использованы материалы сайтов pravoslavie.ru, azbyka.ru и книги «Святая равноапостольная Мария Магдалина»

Понравилась статья?
Поделиться публикацией: Поделиться в Facebook Добавить в Twitter Поделиться в Вконтакте Поделиться в Одноклассниках