14 апреля с. г., в Великий пяток, в Знаменском храме прихода мчч. Валентина и Пасикрата г. Ульма была совершена Великая вечеря с выносом Святой Плащаницы.
Этот день Страстной седмицы посвящен воспоминанию осуждения на смерть, Крестных страданий и смерти Спасителя. В богослужении этого дня Церковь как бы поставляет нас у подножия Креста Христова и пред нашим благоговейным и трепетным взором изображает спасительные страдания Господа.
Вечерня совершается в воспоминание снятия с креста тела Христова и погребения Его. При пении тропаря: «Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое тело Твое, плащаницею чистою обвив, и вонями во гробе нове покрыв положи» священнослужители поднимают Плащаницу (т.е. изображение Христа, лежащего во гробе) с Престола, как бы с Голгофы, и выносят её из алтаря на середину храма в преднесении светильников и при каждении фимиамом. Плащаница полагается на особо приготовленном столе — гробнице. Затем священнослужители и все молящиеся поклоняются перед Плащаницею и лобызают язвы изображенного на ней Господа: прободенные ребра, руки и ноги Его.
Богослужение совершил настоятель игумен Максим (Шмидт) в сослужении иерея Валентина Усачёва и диаконов Сергия Гофсеца и Евгения Кика. За Вечерей пел клиросный хор под руководством регента Ларисы Шукман.
По окончании богослужения о. Максим обратился к присутствующим со словом назидания.
А где был ты, когда распинали Христа?
Протоиерей Андрей Ткачёв
В этот день у Креста, как когда-то у Синайской горы, стояли не только те, кто видимым образом присутствовали там, но и те, которых еще не было с ними. Там находились и мы с тобой. Всмотрись в толпу, отыщи в ней свое место.
Не ты ли стоишь среди фарисеев? Они строят «жертвенник от земли» из собственных пониманий, суждений и религиозного фанатизма, нередко Самому Богу указывая, что и как Он должен был сделать. А, может быть, ты думаешь просто: я порядочный человек, меня все это не касается. Но если ты праведнее Самого Бога и не нуждаешься в Нем, тогда ты тоже фарисей.
А, может быть, ты чувствуешь, что Бог несправедлив к тебе, потому что не ценит твои добрые дела, праведность, заслуги или даже жертвы и страдания; значит, ты не веришь в любовь Христа и в Его жертву за тебя. Берегись, чтобы тебе не стать Иудой – бывшим учеником, бывшим другом, бывшим братом, ставшим затем… предателем. Разочарованным, недовольным и разуверившимся во всем самоубийцей.
А может ты разбойник, висящий рядом с Иисусом на кресте? Что за твоими плечами? Бандитизм? Воровство? Убийство? Наркотики? Проституция? Который же ты из разбойников? Тот, который слева или тот, который справа?
Тот, который закоренел в своих беззакониях и избрал себе место в аду, думая, что это место веселья с картами, девочками и рок-музыкой?
Или тот, который в раскаянии своем услышал: «Ныне же будешь со Мною в раю»?
А может ты просто один из большинства, из той народной толпы, которая всегда готова кричать: «Осанна!» тому, кто облечен властью, обласкан богатством или славой, тому, от которого можно что-то выгодно получить. А потом, в случае досадного изменения судьбы своего кумира, так же громко и безнаказанно закричать: «Распни его, распни!»
Где ты? Среди грубых в своем невежестве мучителей и гонителей: атеистов и безбожников, сатанистов и поклонников всевозможных культов?
Или ты среди сочувствующих «почитателей», умывающих руки, потому что свой интерес дороже?
Среди учеников, прячущихся от страха в годину испытания? Или ты, как римский сотник, который был настолько потрясен, что в самый тяжелый момент распятия воскликнул слова веры: «Воистину Он был Сын Божий!»?
Ты безразличный «зритель»? Или тот, кто, рыдая, прошел рядом с Ним весь Путь, отирая Ему пот с чела, стараясь хоть чуть-чуть понести тяжелый Крест, кто был с Ним до конца, поддерживая Его взглядом и шепотом губ, словами любви? Среди этих людей были мать, несколько верных и любящих женщин, любимый ученик – образ тех, в ком совершилась любовь. Это не была толпа, лишь небольшая группа людей. Немного? Да. Зато бесценно! Потому что среди них присутствовали Верность и Любовь.
В сообщении использованы материалы сайта azbyka.ru