22 сентября с. г., в Неделю 13-ю по Пятидесятнице, попразднство Рождества Пресвятой Богородицы, в память праведных Богоотец Иоакима и Анны. Мч. Севериа́на (320) и прп. Иосифа, игумена Волоцкого, чудотворца (1515), а также обре́тения и перенесения мощей свт. Феодосия, архиеп. Черниговского (1896) в приходе Сретения Господня г. Алена была совершена Божественная литургия. Ее, по благословению настоятеля, совершил священник Валентин Усачёв (г. Ульм). Богослужебные песнопения исполнил приходской хор под руководством регента Марины Мецлер.
После богослужения о. Валентин отслужил молебен на начало учебного года и панихиду.
Дом Иоакима и святой Анны
Монастырь в честь святых праведных Иоакима и Анны расположен в мусульманском квартале Старого города, в непосредственной близости от ворот св. Стефана (иначе Львиных). Этот небольшой монастырь с домовым храмом в честь Рождества Пресвятой Богородицы и почитаемой криптой (пещерой) принадлежит православной Церкви Иерусалимского Патриархата.
На этом месте, согласно древнему преданию, находился дом святых Иоакима и Анны, где родилась их дочь Пречистая Дева Мария. Вход в церковь и крипту под ней находится на улице Моджахедов (Al-Mujahideen Street). Монастырский храм служит так же приходом для общины христиан арабов, проживающих в старом городе, которые по большим праздникам собираются здесь на молитву.
В 1907 г. православная Иерусалимская Патриархия на средства Российской империи (фонд имени императора Александра III) приобрела древние подземные помещения, которые, по преданию, были частью дома свв. праведных Иоакима и Анны, в котором родилась Пресвятая Богородица. В том же году был построен современный жилой монастырский комплекс. Турецкие власти разрешили приобрести эти священные пещеры, однако условием для купчей было то, что будущие церковные постройки со стороны улицы будут иметь вид городского жилого дома, а не христианского религиозного объекта.
Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы был расписан в 1907 г. при участии русских художников. Внутри церкви традиционная деталь храмового убранства — иконостас — привезенный из Свято-Пантелеимонова русского монастыря на горе Афон в Греции. Большинство икон в храме русской работы, имеются лики русских святых: благоверного князя Александра Невского, св. равноапостольного князя Владимира и других. Среди икон выделяется почитаемый образ св. прав. Иоакима и Анны.
Слева от входа в храм находится крутая лестница, ведущая вниз, в двухъярусные пещерные подземелья под домом св. Богоотец Иоакима и Анны. Здесь, на полу древнейшей византийской крипты, сохранился фрагмент древней византийской мозаики предположительно IV-V вв., выполненной из небольших мраморных кубиков. На ней простым выложенным черным крестом греческой формы с инициалами «ТП» сверху и «ГN» снизу по его обеим сторонам отмечено место рождения Благословенной Девы, Которой волей Промысла суждено было стать впоследствии Матерью по плоти Сына Божия. Греческие буквы, изображенные на мозаике по обеим сторонам креста, расшифровываются как «Место Рождества Богородицы», причем из первых двух слов взяты первые буквы, а из последнего — две. В те времена безусловно сокращения делали по своим стандартам.
Белокаменный престол у восточной стены, как и крохотный жертвенник в углублении этой стены был установлен во время реставрационных работ в 2017 г. Над ним великолепная серебряная икона современной работы.
Древнееврейские жилища часто представляли собой жилое здание, возведенное над натуральными пещерами в мягких известняковых скалах, иногда слегка обработанных. Эти пещеры, но причине, сохранявшейся в них прохлады, служили местом хранения продуктов и убежищем в жаркие дни. Там, в уединенном месте, сокрытом от глаз домочадцев, часто и происходили роды.
Из этой пещеры еще более узкие ступеньки ведут в другую аналогичную пещеру с идентичной мозаикой на полу. Здесь, в подземной византийской крипте, сохранился древнейший ранневизантийский престол, украшенный двумя колонками. Самые ранние христианские храмы на Ближнем Востоке с единым литургическим устройством престола, примыкающего к алтарной стене, известны с древнейших времен и существовали уже в III-IV вв. Такие престолы одновременно выполняли и функции жертвенника.
Исследователи полагают, что выделение жертвенника в качестве отдельного литургического элемента храма связано со сложившимся уже в самые ранние первохристианские времена институтом диаконис. Процесс подготовки Святых Даров, который поручался диаконисам или диаконам, требовал обособления жертвенника от святого престола, на котором архиерей или священник совершал уже само таинство Божественной Евхаристии. Такие престолы могли сохраниться исключительно в пещерных храмах, поскольку наземные многократно разрушались.
В правой южной стене пещеры можно увидеть нишу с арочным перекрытием типа «аркосолий», где, по преданию, стояли ясли младенца — Девы Марии. Византийская мозаичная надпись в нижней пещере по мнению археологов указывает «место молитвы св. прав. Анны». Сохранившиеся в обеих пещерах византийские мозаики дополнительно свидетельствуют о том, что это место в древности было почитаемым, и над ним находился византийский храм. Вход в эти священные подземные пещеры осуществлялся непосредственно из древнего византийского храма.
Слева от входа в пещеру сохранилась гробница ранневизантийской эпохи, принадлежащая, предположительно, богатому греческому ктитору-жертвователю. Другие исследователи видят здесь древнехристианский престол. В стене справа, несколько выше престола, высечено в скале типичное углубление для установления масляного светильника.
В 2017 г. стараниями настоятеля монастыря архимандрита Мелетия в помещении храма и в подземных криптах были проведены ремонтновосстановительные работы. На пожертвования паломников и с использованием собственных средств были им отремонтированы элементы внутреннего убранства, мозаики, металлические кованые двери и окна.
26 марта 2016 г. в самой нижней крипте храма, на нише стены расположенной над престолом византийского времени чудесным образом проявилось изображение образа Пресвятой Богородицы с предстоящими святым равноапостольным царем Константином и царицей Еленой, послужившее протографом для написания иконы, названной «Царица цариц». Эту икону выполнил иерусалимский иконописец Гавриил Налбандян по благословению Иерусалимского Патриарха Феофила III.
Исторические сведения
В евангельские времена здесь находился пригород Иерусалима, называемый еврейским историком Иосифом Флавием Везефа (евр. Bezetha). В паломнической традиции, а также в среде христианских жителей города, этот квартал по-прежнему называют Везефой. Согласно «Медному свитку» (3Q15), найденному среди манускриптов в пещерах Кумрана, здесь, за пределами городских стен, существовало небольшое пастушье поселение. Примечательно, что в «Протоевангелии от Иакова» сообщается, что св. праведный Иоаким, подобно великим праотцам израильского народа, имел много стад овец и коз, которые пасли наемные пастухи. В 44 г. после Р.Х. Ирод Агриппа I обнес этот пригород Иерусалима новой городской стеной, включив его в пределы города.
В этом северном пригороде Иерусалима, в непосредственной близости от стен ветхозаветного Иерусалимского Храма, находился дом, где жили святые праведные Иоаким и Анна и где родилась Пречистая Дева Мария. Основой для этого предания послужило апокрифическое Евангелие от Иакова, относящееся к периоду около 150 г. — начала III в. В нем говорится, что дом родителей Пресвятой Богородицы, св. праведных Иоакима и Анны, находится около Овечьих ворот, недалеко от стен Иерусалимского Храма. В наше время эти ворота отождествляют с воротами святого Стефана или, как их по- другому называют, Львиными. Недалеко от них расположены ворота с библейским названием «ворота Колен» (араб. Bab el Asbat), через которые мусульманские жители Иерусалима входят на Храмовую гору.
Эти биографические сведения о рождении Пресвятой Богородицы у самих стен Иерусалимского Храма открывают новый глубокий богословский смысл, указывая на тесную связь между Ней, как непорочной дочерью Сиона (Ис.37:22), и ветхозаветным Храмом. А христианские апокрифы развивают эту мысль дальше, говоря об особом церковном воспитании Пресвятой Девы при Иерусалимском храме. Там Она обучалась рукоделию, а когда выросла, выткала завесу для Иерусалимского храма. Судьба Богоматери в течение многих трудных лет становления Церкви была тесно связана с историей ранних христианских общин Иерусалима, о чем свидетельствуют церковные историки Гегесип (II в.) и Евсевий Кесарийский (III в.).
Первая церковь в честь Рождества Богородицы была построена в Иерусалиме в византийский период в конце V века, предположительно, императрицей Евдокией. Известно только, что он был расположен на некотором расстоянии от евангельской купели Вифезда. Храм этот был разрушен персами в 614 г. и восстановлен Патриархом Иерусалимским Модестом.
Сохранились замечательные слова Иерусалимского Патриарха Софрония (634-638 гг.), который прославлял воссоздание этой святыни: «Я взойду в святую Пробатику, где святая Анна родила Марию. Я войду в восстановленный храм Пресвятой Богородицы. Я поцелую его возлюбленные стены. Как могу я безразлично пройти через место, где Царица была рождена в доме ее предков?..». О местонахождении дома святых праведных Богоотец Иоакима и Анны вблизи Овчей купели сообщается в творениях св. Иоанна Дамаскина (ок. 675- 754 гг.). В своем «Изложении православной веры» он записал: «Мария, став Материю Творца, сделалась Госпожею всех тварей. Рождается же в доме Иоакимовом, близ Овчих врат».
Храм этот был вновь разрушен около 1009 г. халифом АльХакимом, а крестоносцы в начале XII в.,г на совершенно новом месте, построили другой, новый храм в честь св. праведной Анны. С XVI в. рядом с этим местом находился общественный фонтан, называемый по-арабски «Себиль Сит Мариам» (Sebil Sit Mariam), из-за его близости к месту рождения Пречистой Девы Марии. Этот общественный водный объект был одним из шести, построенных османским султаном Сулейманом Великолепным в Иерусалиме, а его воды предположительно пополнялись из бассейнов Вифезды. Позже владевшие этим местом мусульмане, просто содержали здесь баню. Католический храм в честь святой праведной Анны времени крестоносцев находится на расстоянии около 100 м на северо-запад от современного православного греческого храма.
Этот храм, видимо, посещал русский паломник игумен Даниил, совершивший паломничество в Святую Землю в 1104-1106 гг. Он сообщил важную подробность о расположении Вифезды «к западу от Акима и Анны», что мы сейчас и наблюдаем в действительности. В своем описании он также говорит: «Здесь находится небольшая каменная пещера, внизу под алтарем, в этой пещере родилась Богородица, здесь же хранится гроб Иоакима и Анны».
В пещерных помещениях под современным греческим храмом действительно находится гробница, которую во времена крестоносцев ошибочно принимали за гробницу родителей Пречистой Девы. Однако современные ученые считают, что она более позднего происхождения. Согласно их мнению, она была устроена здесь не ранее византийского времени (325- 638 гг.) и, видимо, принадлежала основателю византийского храма, построенного на этом месте.
Предания о Рождестве Пресвятой Богородицы
По словам Андрея Критского, в день Рождества Божией Матери «устрояется обитель Творцу мироздания… тварь, силою неизреченного замысла Божия, готовит Творцу обитель новую». День рождества Богородицы, по его словам, является праздником «всемирной радости», поскольку «Богородицею весь род человеческий обновился, и печаль праматери Евы пременилась в радость». Ее рождение принесло надежду и свет спасения всему миру. Пресвятая Богородица, Пречистая Дева Мария (арам. «Маryam» — Мариам), была Богоизбранной Отроковицей, Которая действием особого Божественного Промысла послужила великой тайне воплощения Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа.
Первое слово о Пресвятой Деве Богородице было произнесено ещё в раю. Оно заключалось в словах Божьих, обращённых к змию после грехопадения прародителей человечества: «Вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем её; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт.3:15). По толкованию святых Отцов, в образе естественного змея скрывался «змий великий, змий древний, порицаемый дьявол» (Апок.12:9), а под женой следует разуметь Пречистую Деву Марию, Которой предстояло родить Спасителя мира. Семя жены — Иисус Христос, Который Своими страданиями, Смертью и Воскресением сокрушил темные силы. Многие другие ветхозаветные пророчества и прообразы указывали также на Ее рождение: лестница Иакова (Быт.28:10-17), пророчество Иезекииля (Иез.43:27, Иез.44:1-4), слова книги Притчей Соломоновых (Прит.9:1-11).
О происхождении и детстве Богородицы в канонических Евангелиях ничего не сообщается. Первоначальными источниками внебиблейских сведений о Ее жизни явились раннехристианские апокрифы: «Протоевангелие Иакова» (II в., Египет), «Евангелие детства» (II в.), «Книга Иосифа Плотника» (конец IV в., Египет) и другие. Святая Церковь, не признавая апокрифы как источник вероучения, признает, однако, достоверность многих описанных в них событий. Эти древние сказания нашли отражение в гимнографических богослужебных текстах, в творениях святых Отцов Церкви: св. Ефрема Сирина (ок. 306-373 гг.), Епифания Кипрского (ок. 315-403 гг.), свт. Иоанна Златоуста (ок. 347-407 гг.), прп. Иоанна Дамаскина (ок. 675-754 гг.) и других.
Пресвятая Богородица по отцу происходила из колена Иуды, из царского рода Давида, по матери — из священнического колена Левия, из рода Аарона. Св. прав. Анна приходилась родной сестрой св. прав. Елисавете матери св. Иоанна Предтечи. По преданию, Богоматерь происходила из самой благочестивой ветви еврейского народа. Среди Ее предков были ветхозаветные патриархи, первосвященники, правители и цари иудейские.
Богоотроковица Мариам – обетованное дитя молитвы. Ее родители, св. прав. Иоаким (евр. Yohoyaqim — «Яхве возвеличит») и Анна (евр. Hannah — «милость»^ «благодать»), были благочестивой зажиточной супружеской парой, однако, прожив в супружестве 50 лет, по особому Промыслу Божию, до глубокой старости оставались бездетными. Поскольку бесплодие считалось знаком гнева Божия за соделанные прегрешения (Быт.20:18; Ос.9:14; Иер.29: 32), свв. Иоакиму и Анне нередко приходилось терпеть обиды, пренебрежение и упреки от своих соотечественников. После укоризны, полученной в Храме в день принесения жертвы, Иоаким не возвратился домой, но ушел в пустыню к пастухам, пасшим его стада, и там в течение сорока дней молился и плакал о своем безчадии. Местное предание определяет местом его молитвы пещеру св. пророка Илии на территории монастыря прп. Георгия Хозевита.
Его жена Анна оставалась дома и творила молитву, уповая на милосердие Божие. Увидев однажды в своем саду, среди ветвей лаврового дерева, гнездо с маленькими птенцами, она, подобно мужу, стала еще более горько оплакивать свою бездетность. Молитва их была услышана, небесный вестник, Ангел Божий, возвестил им обоим радостную весть о рождении у них в скором времени Благословенной Дочери, Которая будет избранной из всех дочерей земных стать Матерью Мессии. Прежняя печаль Анны обратилась в радость, и она дала обет посвятить будущую отроковицу Богу.
Вскоре супруги встретились у ворот ветхозаветного Иерусалимского Храма, куда шли возблагодарить Бога и принести жертву благодарения. В своем доме в Иерусалиме св. прав. Анна зачала и родила Благословенную Дочь, Пречистую Деву Марию, которую, в благодарение за Ее чудесное рождение, еще в младенчестве посвятила Богу (Лев.27:4-6).
Св. прав. Иоаким, по словам Епифания Монаха, умер восьмидесяти лет от роду, а св. прав. Анна двумя годами позже в Иерусалиме в возрасте 82-х лет. Иоаким и Анна в православном литургическом предании именуются Богоотцами и ежедневно поминаются в отпусте всех церковных служб.
Праздник Рождества Пресвятой Богородицы, по словам святого Андрея Критского, называют «началом праздников». Православная церковь отмечает его 21/8 сентября. Первые упоминания о празднике встречаются на Востоке в V веке в словах патриарха Прокла Константинопольского (439-446 гг.), на Западе — в требнике папы Геласия (492-496 гг.).
Рождество преблагословенной Девы Марии возвестило миру великую радость о том, что настало время исполнения пророческих обетований о скором пришествии в мир Искупителя, Сына Божия. Пресвятая Богородица Своей чистотой и праведностью превзошла не только всех людей, но и Ангелов, явилась живым храмом Божиим и, как воспевает Церковь в праздничных песнопениях, «Небесной Дверью, вводящей Христа во Вселенную во спасение душ наших» (2-я стихира на «Господи, воззвах», глас 6).
По материалам официального сайта https://naafone.ru/