25 мая с. г., в праздник Вознесения Господня, в храме иконы Божией Матери «Знамение» Курская-Коренная прихода мчч. Валентина и Пасикрата в г. Ульме была совершена Божественная литургия. В этот день Святая Церковь вспоминает одно из главных событий Священной истории – вознесение Иисуса Христа на небо. Теперь видимое земное присутствие Христа уступает место Его невидимому пребыванию в Церкви.
Согласно новозаветному повествованию https://days.pravoslavie.ru/bible/z_lk_24_36_53.html#z, Вознесение произошло через 40 дней после Воскресения Иисуса Христа в окрестностях Иерусалима, на пути к Вифании, то есть на восток от города, на склоне Елеонской горы, в присутствии апостолов, после беседы с ними. Перед исчезновением в глубине небес Иисус Христос благословляет апостолов. «Два мужа в белой одежде» (два Ангела) обратились к апостолам: «Мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели его восходящим на небо» (Деян. 1,11)
Накануне, 24 мая, было отслужено Всенощное бдение.
Праздничное богослужение возглавил настоятель прихода игумен Максим (Шмидт) в сослужении иерея Валентина Усачёва и диаконов Сергия Гофсеца и Евгения Кика. За литургией пел клиросный хор под руководством регента Ларисы Шукман.
Свою проповедь настоятель посвятил событиям и значению праздника Вознесения Господня.
Вознесение Господне.
Митрополит Антоний Сурожский
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Много лет тому назад отец Сергий Булгаков назвал одну из своих проповедей на Вознесение «Радость разлуки». И действительно, когда мы задумываемся над словами, которые сопутствуют в Евангелии предупреждению Христа о том, что Ему надлежит умереть, на время разлучиться со Своими учениками и быть для них вне всякой досягаемости, и о том, что идет время, когда Он отойдет уже окончательно к Богу и Отцу, можно изумляться: молясь об учениках Небесному Отцу, Христос просит о том, чтобы они имели полноту Его радости в себе… Как может быть, чтобы, разлучившись со Спасителем, мы могли, однако, радоваться Его радостью и не за Него, а вместе с Ним, за себя, за весь мир?
Эта радость нелегко дается. Для того, чтобы пережить эту радость Христову, надо оторваться от привязанности к земному, родному, привычному Христу. Вы, наверное, помните в Евангелии рассказы о явлении Христа ученикам после Воскресения; Спаситель предстал святой Марии Магдалине у самого гроба, и она была так погружена в свое горе, что не узнала Его, она вся в себя ушла — и потеряла Его. И когда Спаситель ее назвал по имени, и это слово «Мария» дошло до глубин ее сердца и души, она пала к Его ногам и захотела как бы удержать Его, держась за воскресшую плоть. И Он ей сказал: «Не трогай меня ныне, Я еще не взошел к Отцу Моему и Отцу вашему, к Богу Моему и Богу вашему…» Она вся еще была полна временем Христовой жизни на земле; она хотела вернуться к тем дням радости вокруг Него, но эта радость прошла. Между этими днями земной жизни и Христом теперешним, знаемым нам, прошел меч, прошла смерть, крест, сошествие во ад, недолговременная, но такая страшная по своей кажущейся безнадежности разлука.
И теперь Христос вознесся. Христа, каким мы Его видим в Евангелии, мы не можем больше уловить, потому что Он нам раскрылся как Бог и как совершенный человек. Та простая близость, которая была между Ним и Его учениками, земная дружба как-то отошла вдруг на какой-то задний план, и теперь, как говорит апостол Павел, мы уже по плоти Христа не знаем, но мы Его знаем духом.
Уходя от Своих учеников, Спаситель им сказал: «Я вас сиротами не оставлю. Я вам пошлю Духа, Утешителя, Который исходит от Отца, — Он вам все возвестит…»
И в день Пятидесятницы Божий Дух почил на Церкви, заполнил ее Своим присутствием и открыл перед Церковью бездонные глубины нового ведения и Самого Христа, уже не просто учителя, не просто наставника, не просто друга, не просто помазанника Божия, пророка, чудотворца. Открылся Христос откровением Духа как Человек, но не как один из людей, а как полнота явления того,что такое Человек. И открылся Он нам как Бог. Это предчувствовали, это чуяли Его ученики, но теперь мы это знаем, мы это видим, мы это познали опытом: Он наш Господь и Он наш Бог.
И дар Святого Духа силой Божией дает нам возможность приобщиться тому, что принадлежит никому иному, как Сыну Божию, ставшему Сыном человеческим. Его Воскресение было как бы чудом в Его Богочеловеческой судьбе; но наша приобщенность Ему даром Святого Духа, то, что Причащением Святых Таин, Крещением мы делаемся плотью и кровью Его, как бы Им Самим, делает все то, чем Он был, возможным для нас. Человек в полном смысле этого слова, человек, достигший полной меры своего человечества — не земной человек, а человек небесный; человек только тогда делается полностью собой, когда он так соединился с Богом, что он — в Боге и Бог в нем, когда он стал человеком, каким был Христос: Сыном Божиим не по рождению, а по дару, по приобщению.
И вот где радость наша: вознесясь от нас на небо, Христос унёс с Собой, в глубины Святой Троицы ту плоть, которую человечество, земля, Ему подарила Божией Матерью. Теперь тайна человека находится в глубинах и недрах тайны Божией. Мы не разлучились с Ним, потому что Духом Святым мы с Ним стали неразлучными; и видя случившееся с Ним, приобщаясь тому, что с Ним случилось, мы приобщаемся Его радости, радости о том, что мир спасен, радости о том, что побеждено все, что делало человека мелким, чуждым Богу. Теперь мы Ему свои, родные. Теперь мы можем радоваться Христовой радостью: не только о Его победе, но о том, что перед нами открыто новое ведение Божие, новое понимание человека, и призвание такое великое, такое дивное, о котором не мыслил человек до Христа: стать сынами и дочерьми Божиими, приобщиться всему, что Христово — включая вечную Божественную славу. Аминь.
Вознесение Господне и уста золотые.
Русские народные духовные стихи
«Аз есмь с вами, и никтоже на вы», – говорит всем верным Господь, возносясь на Небо (из кондака праздника Вознесения Господня).
Среди русских духовных стихов встречаются такие, в которых новозаветные события анахронически увязаны со святыми подвижниками последующих веков. Так народное сознание соединяет Вознесение Господне с именем святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского (347-407 гг.), который за свои труды, наряду со святителями Василием Великим и Григорием Богословом, именуется вселенским великим учителем.
Как и в «преизящном и предивном» святителе Николае Чудотворце, в Иоанне Златоусте, претерпевшем за мужественную прямоту «бурю гонений и мучений», простой народ тоже видел своего покровителя и заступника, ибо он в духовных творениях и проповедях много обличал любовь к роскоши, сладострастие и скупость византийских вельмож. Именно Иоанну Златоусту, соединившему в себе богодухновенную мудрость и высокую ученость с заботой об обездоленных, народ, пренебрегая временными и историческими границами, «доверяет» дерзновенно возразить Самому Христу Богу в час Его Вознесения на Небо.
Господь обещает нищей братии, которая страшится остаться без Него на полной скорби земле, «гору золотую», чтобы она и после Его Вознесения не бедствовала. А святитель Иоанн дерзает дать совет Богу и Спасителю нашему Иисусу Христу столь духовно трезвый и рассудительный, столь проникнутый высшей справедливостью, что Господь не только соглашается с ним, но и дарует ему «за речи дорогие» уста золотые на веки веков.
Вознесение.
Из публикации Лидии Мешковой
На шестой было на неделе,
В четверг у нас праздник Вознесения:
Вознесся Сам Христос на небеса
Со ангелами и со херувимами
И со Своей со Небесною силой;
А нищие Господа молили,
Много у Христа милости просили:
«Владыка Христов Царь Небесный!
Вознесешься Ты, Царь, на небесы
Со ангелами и со херувимами,
И со Своей со Небесною силой.
Ино кто нас поить-кормить будет,
И кто обувати нас и одевати,
За что нам Мать Божию величати
И Тебя, Христа Бога, прославляти?»
Речет им Христос, Царь Небесный:
«Не плачьте, Мое меньшее братие,
Дарую Я вам гору золотую
И пропущу Я вам реку медовую.
Умейте златой горой владети,
Промежду собой разделяти».
Речет Ему Иван-архиепискуп:
«Владыко Христос, Царь Небесный!
Не возьми мое слово в досаду,
Не оставляй Своей нищей братии
Этыи горы золотые.
Естьли пожертвуешь им гору золотую,
Наедут к ним сильные люди
И найдут к ним немилосливые власти,
Отоймут у них гору золотую,
Помрут нищие голодною смертью
И позябнут холодною зимою.
Оставь Ты своей меньшей братии
Свое имечко Христово, –
Пойдут нищие по земле ходити,
Твое имя святое возносити.
Ино кто есть верный христианин,
Он их приобует и приоденет, –
Ты даруй ему нетленную ризу;
А кто их хлебом-солью напитает, –
Даруй тому райскую пищу;
Кто их от темной ночи оборонит, –
Даруй в раю тому место;
Кто им путь-дорогу указует, –
Не заперты в рай тому двери».
«Благодарю тебя, Иван-архиепискуп,
За твои за речи дорогие,
Дарую уста тебе золотые,
В году тебе празднички честные
Во имя Ивана Златоуста».
Мы славим Тебя, Христа Бога.
В сообщении использованы материалы сайтов pravoslavie.ru и woskres.ru