Есть что-то прекрасное в лете,
А с летом прекрасное в нас.
С. А. Есенин
Долгожданное лето… Июньский день… Такой яркий, полный звуков, запахов, ощущений! Зацветает липа, манит своим тонким медовым ароматом. Пряные нотки жасмина смешиваются с запахами цветов и трав и кружат голову. Зелень – свежая, яркая, омытая теплым летним дождём – убаюкивает своим нежным шелестом. Нагревшись на ласковом солнце, так приятно укрыться в сумраке елового леса. День долог. И нет ничего прекрасней летнего утра, умытого серебристой росой, и предвкушения длинного дня, светлого и очаровательного!
С добрым утром!
Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.
У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»
С. А. Есенин
1914
«Было тихое летнее утро. Солнце уже довольно высоко стояло на чистом небе; но поля еще блестели росой, из недавно проснувшихся долин веяло душистой свежестью, и в лесу, еще сыром и не шумном, весело распевали ранние птички….
…Кругом, по высокой, зыбкой ржи, переливаясь то серебристо-зеленой, то красноватой рябью, с мягким шелестом бежали длинные волны; в вышине звенели жаворонки» (И. С. Тургенев. «Рудин»).
Если утро росное – много росы на траве – то это к большому урожаю. А вот «Какая бывает роса на траве» читаем у Л. Н. Толстого:
«Когда в солнечное утро летом пойдешь в лес, то на полях, в траве видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами — и желтым, и красным, и синим. Когда подойдешь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце.
Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат. И капли катаются по листку и не мочат его.
Когда неосторожно сорвешь листок с росинкой, то капелька скатится, как шарик светлый, и не увидишь, как проскользнет мимо стебля. Бывало, сорвешь такую чашечку, потихоньку поднесешь ко рту и выпьешь росинку, и росинка эта вкуснее всякого напитка кажется».
А вот как объясняет изменения в мире животных Старый Воробей синичке Зиньке из сказки Виталия Бианки «Синичкин календарь»:
«Это месяц июнь – начало лета. У всех нас, у птиц, в это время – гнёзда, а в гнёздах – драгоценные яички и птенчики. К своим гнёздам мы никого не подпускаем – ни врага, ни друга: и друг может нечаянно разбить яичко. У зверей тоже детёныши, звери тоже никого к своей норе не подпустят. Один заяц без забот: растерял своих детишек по всему лесу и думать о них забыл. Да ведь зайчаткам мать-зайчиха нужна только в первые дни: попьют они материнское молочко несколько дней, а потом сами травку зубрят. Теперь, – прибавил Старый Воробей, – солнце в самой силе, и самый длинный у него трудовой день. Теперь на земле все найдут, чем набить своим малышам животики».
Из романа «Обломов» И. А. Гончарова: «Природа жила деятельною жизнью; вокруг кипела невидимая, мелкая работа, а всё, казалось, лежит в торжественном покое.
Между тем в траве все двигалось, ползало, суетилось. Вон муравьи бегут в разные стороны так хлопотливо и суетливо, сталкиваются, разбегаются, торопятся, все равно как посмотреть с высоты на какой-нибудь людской рынок: те же кучки, та же толкотня, так же гомозится народ.
Вот шмель жужжит около цветка и вползает в его чашечку; вот мухи кучей лепятся около выступившей капли сока на трещине липы; вот птица где-то в чаще давно все повторяет один и тот же звук, может быть, зовет другую.
Вот две бабочки, вертясь друг около друга в воздухе, опрометью, как в вальсе, мчатся около древесных стволов. Трава сильно пахнет; из нее раздается неумолкаемый треск…
«Какая тут возня! – думал Обломов, вглядываясь в эту суету и вслушиваясь в мелкий шум природы. – А снаружи так все тихо, покойно!..»
В продолжение этой темы предлагаем читателям стихотворение «Лето» С. М. Городецкого, известного русского поэта Серебряного века, наряду с Николаем Гумилёвым и Анной Ахматовой основателя и ярчайшего представителя акмеизма, создателя многочисленных поэтических сборников, прозаика, драматурга, переводчика и литературного критика.
Лето
Я лежу на лугу.
В небесах ни гугу.
Вдаль плывут облака,
Как немая река.
А в траве, на земле,
На цветке, на стебле –
Всюду пенье и свист,
И живет всякий лист:
Тут и муха, и жук,
И зеленый паук.
Прилетела пчела
И в цветок уползла.
Тут кузнечик усы
Чистит ради красы,
И кряхтит муравей
За работой своей.
Шмель мохнатый гудит
И сердито глядит,
Где цветок посочней,
Где медок повкусней.
А комар-людоед,
Будто друг иль сосед,
Будто в гости попав,
Полетел мне в рукав.
Будет жалить и петь.
Что же! Надо терпеть:
Я убить на лугу
Никого не могу.
Это полушутливое стихотворение прекрасно раскрывает внутренний мир поэта.
Сергей Митрофанович Городецкий родился в Петербурге 17 января 1884 года. Отец поэта занимался живописью, фольклором и археологией и с самого детства привил ребёнку горячую любовь к поэзии. Мать была знакома с Тургеневым, в доме часто бывали видные писатели и художники, а Н. С. Лесков даже подарил ему свою книгу, подписав на память.
Окончив с золотой медалью гимназию № 6 в Санкт-Петербурге, Городецкий в 1902 году поступил в Петербургский университет на историко-филологический факультет. Там подружился с Блоком, поэзия которого оказала сильное влияние на будущее творчество талантливого студента. Проучившись в университете до 1912 года, так его и не окончил. В 1904 и 1905 годах Городецкий совершил летние путешествия по Псковской губернии, пробудившие в талантливом поэте искренний интерес к народному творчеству. Под впечатлением затейливых обрядовых плясок, старинных хороводов, занимательных сказок с элементами языческой старины 22-летний автор выпустил книгу «Ярь» – свое первое и успешное детище.
От отца, Митрофана Ивановича, поэту достался интерес к детскому фольклору, сыгравшему заметную роль в формировании собственного стиля поэта. На протяжении 1910-1920-х годов написано несколько книг: «Ау», «Федька-чурбан», «Хозяйка-лентяйка» и другие. Планируя создать детскую газету, литератор собирал рисунки и другое творчество детей. В 20-е годы Городецкий искал себя в литературе, часто публикуя новые произведения, в 30-е – много работал над оперными либретто. В 1958 году он опубликовал автобиографический очерк «Мой путь». В 60-е годы пишет стихи, посвященные подвигу космонавтов. В последние годы жизни преподавал в Литературном институте им. М. Горького. Умер 7 июня 1967 года.
Лето на кончике кисти
Летние пейзажи русских художников, передающие самые тончайшие оттенки цветовой палитры и настроения, завораживают запечатленной красотой природы!
Но сегодня предлагаем вашему вниманию весьма скромный сюжет – «Большой кусок луга» – штудия Альбрехта Дюрера, написанная в 1503 году. Сюжет произведения до крайности прост, но именно своей простотой и необыкновенен: в XVI веке изображения природы, флоры и фауны носили больше декоративный и символический характер. Альбрехт Дюрер стал первым европейским художником, который, по словам доктора искусствоведения Ода Гобе (автора курса «История изображения цветов в живописи» в Школе Лувра), создал автономный портрет растений.
Удивительно детально Дюреру удалось передать тонкие стебли, листья и обнаженные корни растений. В совокупности вся детализация создает эффект присутствия: будто мы снизу вверх смотрим на этот островок зелени.
Несмотря на то, что «Большой кусок луга» – одна из самых узнаваемых работ художника, он не ставил самоцелью сделать ее популярной. Создание штудии с таким мотивом было своеобразной тренировкой для Дюрера – он учился писать пейзажи. Доказательством этому служит тот факт, что репликацию «Большого куска луга» можно найти на гравюре «Адам и Ева» (1504 год).
Стоит заметить, что штудию также легко посчитать за этюд, но нет – это полноправная и законченная картина.
«Большой кусок луга» стал значимым произведением периода Северного Возрождения. Эта акварель показывает рождение художественного интереса к природе, восхищения ею, умения созерцать простое и прекрасное.
Мы расстаемся с вами до следующего месяца – в июль «катится» лето. И прощаемся словами Рэя Брэдбери: «Мое любимое время года – июнь, начало лета. Когда все ещё впереди. Так и надо жить, не оборачиваясь. И верить, что впереди всё лето, а позади вся зима».