Кого не было при Сретении Господа, когда Он торжественно, как царь, входил в Иерусалим, и кто не взывал тогда: «осанна Сыну Давидову»! Но прошло только четыре дня, и тот же народ, тем же языком кричал: «распни, распни Его»! Дивное превращение! Но что дивиться? Не то же ли самое делаем и мы, когда по принятии св. таин Тела и Крови Господних, чуть только выходим из церкви, — забываем все, и свое благоговение и Божию к нам милость, и предаемся по прежнему делам самоугодническим, сначала маленьким, а потом и большим, и, может быть, еще прежде четырех дней, хоть не кричим другому: «распни!», а сами распинаем в себе Господа. И все это видит и терпит Господь! Слава долготерпению Твоему, Господи!
Святитель Феофан Затворник
9 апреля с. г., в праздник Входа Господня в Иерусалим, Неделю 6-ю Ваий, цветоносную, или Вербное воскресенье, в Знаменском храме прихода свв. мчч. Валентина и Пасикрата г. Ульма прошли праздничные богослужения.
Вечером 8 апреля была отслужена Великая вечерня, особенностью которого является освящение ваий (веточек вербы), совершающееся сразу после чтения Евангелия. При помазании освященным елеем каждому прихожанину даются освященные веточки вербы.
На следующий день, 9 апреля, при большом стечении молящихся настоятель храма игумен Максим (Шмидт) совершил Божественную литургию. Впервые за шесть недель поста в воскресный день совершается литургия Иоанна Златоуста. Настоятелю сослужили иерей Валентин Усачёв и диакон Сергий Гофсец. За литургией пел приходской хор под руководством регента чтеца Николая Шилинцева.
За литургией читается Евангелие от Иоанна, повествующее о событиях, положивших основание празднику Входа Господня в Иерусалим https://days.pravoslavie.ru/bible/z_in_12_1_18.html#z.
Свою проповедь настоятель посвятил празднику, поздравил всех прихожан, а также напомнил, что сегодняшний день знаменует собой начало Страстной седмицы, наступают самые важные дни года. И главная задача – не растерять себя в суете.
Навстречу Пасхе.
Из святоотеческих проповедей
Каждый год вместе с праздником Входа Господня в Иерусалим Церковь вступает в новый, предельно духовно значимый, богослужебный период Страстной седмицы. Но, помимо этого, в день празднования торжественного вступления Господа в Иерусалим, душу каждого верующего наполняет и охватывает радостное предчувствие близящейся Пасхи. Да, впереди еще будут тридцать сребреников, кровавый пот Гефсиманской молитвы, свет факелов близящейся арестовать Христа стражи, поцелуй предателя, бегство устрашившихся и растерявших прежнюю веру учеников, рождающий горькие слезы крик петуха, скептическое, хотя и отчасти «толерантное», безразличие Пилата, ненависть синедриона, бичевание, плевки, терновый венец, невыносимый путь под тяжестью Креста на Голгофу, прободение рук и ног, многочасовая боль Распятия, изнурительная жажда, присутствие горюющей Матери, насмешки одного разбойника и покаяние другого и, наконец, последний выдох, сопровождаемый страшным и в то же время торжественным словом «Совершилось» (Ин. 19: 30), возвещающим и наступившую смерть, и совершившееся на Кресте Спасение человеческого рода…
И все-таки Вербное воскресенье – это уже почти Пасха. И свет горящих свечей, которые мы держим в руках вместе с букетиками распустившейся вербы, – это еще и предчувствие сияющей из гроба славы Воскресшего Господа. Той самой славы, о которой поется в пасхальном каноне: «из гроба красное правды нам возсия Солнце» – Христос…
Как пишет об этом православный богослов ХХ столетия протопресвитер Александр Шмеман, «в Вербное воскресенье мы знаем, что после этого торжества Своего Христос начнет восхождение к Страданиям и Смерти. Но свет, зажегшийся в этот день, будет освещать и эту бездонную тьму. За Крестом и смертью взойдет заря неизреченной Пасхальной радости. Вот смысл и сила этих удивительных дней, когда, завершив пост, мы готовимся следовать за Христом к Его вольной страсти, к Его победному снисхождению в смерть, к Его преславному Воскресению в третий день».
Теперь мы уже движемся, стремимся, летим прямо навстречу этой Пасхе. Строгие и печальные дни Страстной седмицы с ее скорбью и молитвенной тишиной – поистине драгоценное время для христианского доброделания и искреннего покаяния – оказываются для нас верным и надежным путем к мигу Воскресения. Да, впереди еще гроб Христов. И мы вскоре придем к нему с женами-мироносицами. Однако не только затем, чтобы положить вместе с ними в этой пещере погребения тело усопшего Господа… Мы придем ко гробу Спасителя не только за скорбью, но и за радостью! Ведь где еще, как не возле опустевшего гроба, мы сможем застать в пасхальную ночь воскресшего Христа?
На Вшествие Господне во Иерусалим
Ты прежде Твоего в страданиях исхода,
О воскресении всеобщем смертных рода
Предуверяя Сам наземные умы,
Сын Божий! Лазаря воздвиг из смертной тьмы,
Воззванием воздвиг затлевшего в могиле.
И днесь мы, о Твоей хвалясь державной силе,
Как отроки тогда в святилище Твоем
Победы знаменья носящи, вопием,
Приветствуя Тебя, о смерти Победитель!
От рабства тлению всей твари Свободитель!
Осанна в небесах! благословен Грядый
Во имя Господа Израилев Святый!
Днесь Бога и Отца Сын-Слово равновечный,
Ему же — небо трон, подножие земля,
Своим величием и славой бесконечный,
Себя для грешников смирить благоволя,
На скотие жребя воссел, Творец природы,
Да подвиг совершит спасения людей;
И сретили Его ликующи народы;
И сонмы радостны бесхитростных детей,
От искренних сердец, нельстивыми устами,
Хвалили хвального Содетеля чудес.
И мы, о верные! словесными цветами
Ему усыплем путь, Сходящему с небес;
Израиль новый весь, вся Церковь от языков,
Единомыслием единая душа,
Мы гласом торжества сопразднующих ликов
С пророком воззовём, веселием дыша:
О дщерь Сионова! о дщерь святого града!
Се Царь твой шествует — возрадуйся, взыграй!
Се Кроткий твой грядет спасти тебя от ада
И вновь и навсегда ввести с Собою в рай.
Ты в сретенье Ему, составив праздник славный,
Греми, греми хвалу: осанна в небесах!
Благословен вовек Израилев державный,
Грядущий царствовать в незлобивых сердцах!
С. А. Ширинский-Шихматов
1823 г.
Составлено по материалам сайтов pravoslavie.ru, azbyka.ru