3 мая с. г. благотворители из г. Курска передали в дар Знаменскому храму прихода мчч. Валентина и Пасикрата г. Ульма резные престол и жертвенник, выполненные в церковных мастерских г. Щигры.
Мы сердечно благодарим наших жертвователей и радуемся, что с Курской землей нашу общину давно связывают добрые отношения и крепкие духовные нити. Особую благодарность хотелось бы выразить Его Высокопреосвященству, митрополиту Курскому и Рыльскому Герману, который с неизменной отеческой любовью опекает наш Ульмский приход. Наша искренняя признательность адресована Вице-президенту компании «Русский дом» Федорову В.В. и Генеральному директору компании «Русский дом» Кананыхину О.В.
Дорогие братья и сестры! Просим ваших святых молитв о наших жертвователях, рабах Божиих:
митрополите Германе,
игумене Адриане,
Валерие,
Олеге,
Юрие,
Сергие.
Храни всех Христос!
Справка:
Престол – самое священное место в православном храме. Он находится в центре алтаря, напротив Царских врат, и символизирует Престол Божий. Также престол напоминает нам о Самом Христе, Тело Которого в виде Святых даров пребывает на престоле.
Престол представляет собой квадратный стол на 4-х ножках. Высота его по традиции составляет 1 метр. Под столешницей престола находится ковчег для частицы святых мученических мощей. Эту частицу в обязательном порядке помещают в престол при его великом освящении, которое совершает епископ. Данная традиция коренится в глубокой древности: первые христиане совершали Литургию над мощами пострадавших за веру собратьев. Также она напоминает о свидетельстве Апокалипсиса, где упоминается, что под Жертвенником Божиим в Царствии Небесном пребывают души убиенных за Христа. Символом этого Жертвенника Божия в первую очередь является престол как главное место христианского священнодействия.
В глубокой древности престол именовался трапезой — в знак того, что на нем пресуществляются Святые Дары, Небесная снедь, дарованная Богом верным.
Древность знала каменные церковные престолы. В частности, их обустраивали в катакомбных (подземных) первохристианских храмах. Престолы с твердым облачением пришли в Россию с Запада в XVIII столетии. Некоторое время их считали не соответствующими православной традиции, тем более, что декор их был достаточно вольным, в стилистике западного барокко. Но с течением лет эта форма церковной утвари, если можно так выразиться, была ассимилирована: приобрела облик, органичный для русского православного храма.
Декор твердого облачения на престол обычно выбирают таким образом, чтобы он гармонировал с иконостасом — ведь при отверстых Царских вратах он становится зрительной доминантой для молящихся. Орнаменты на резном престоле могут стать продолжением резьбы алтарной преграды.
Касаться престола имеют права только священнослужители (архиереи, священники и диаконы). Даже церковнослужителям – алтарникам (пономарям, чтецам, иподиаконам), то есть людям, прислуживающим в алтаре, но не прошедшим Таинства посвящения в сан, прикосновение к престолу запрещено.
Освящение престола, совершаемое при Великом освящении храма — сложное, торжественное и глубоко символическое действо. Архиерей кропит его святой водой, поливает горячим воскомастихом — этот состав символизирует благовонный состав, которым помазали тело Спасителя при погребении. Освящаемый престол также омывают водой, а затем — розовой водой, смешанной с красным вином. Наконец, престол помазывают святым миром. Затем престол торжественно, с чтением соответствующих молитв и окроплением святой водой, покрывают облачением, которое полностью скрывает его.
Жертвенник в православном храме, как и престол, является одним из главных предметов церковной утвари, необходимых для совершения Божественной Литургии.
Он представляет собой стол той же высоты, что и престол, но, как правило, меньшей площади. На жертвеннике непременно стоит распятие, перед которым горит лампада.
Во многих храмах во внебогослужебное время на жертвеннике хранятся литургические сосуды.
Жертвенник символизирует собой Голгофу – гору, на которой принес Себя в жертву за грехи человечества Господь Иисус Христос.
Поскольку именно на жертвеннике совершается проскомидия, он мистически являет собой вифлеемские ясли – место Рождества Христова.
Когда на жертвеннике находятся Святые Дары, он становится подобием Небесного престола.
Напоминает жертвенник православного храма и о жертвеннике Ветхозаветного храма. Важно помнить о главном отличии: в Ветхом завете люди приносили Богу кровавые жертвы, животных и птиц, а в Новозаветном храме совершается Бескровная Жертва, в которой Господь отдает Себя людям.
Наконец, можно вспомнить апокалиптическое видение апостола Иоанна Богослова: золотой жертвенник перед престолом Агнца (Христа). На этот жертвенник в виде фимиама (ладана) возлагаются молитвы святых, а под жертвенником пребывают души людей, которые принесли себя в жертву Богу, отдав жизнь за веру.
В древности жертвенник находился не в алтаре, а в особом помещении, примыкавшем к нему. Это помещение также именовалось жертвенником. В него могли входить миряне, которые приносили в дар Богу все необходимое для совершения службы: елей, вино, просфоры. Сам жертвенник в старину именовался предложением, то есть местом, где люди предлагают Творцу свои дары.
В наши дни жертвенник располагается в левом (при взгляде из основной части храма) углу алтаря, у северо-восточной стены храма. Прикасаться к нему имеет право только священник.
Освящение жертвенника совершается менее торжественно, нежели освящение престола: его лишь кропят святой водой, поскольку он является местом приготовления Евхаристической жертвы, но не освящения ее.
В древности над жертвенником помещали икону Рождества Христова. В наши дни на этом месте чаще можно увидеть образ Спаса в терновом венце.