23 июня с. г., в Неделю 8-ю по Пасхе, День Святой Троицы, Пятидесятницу, в храме иконы Божией Матери «Знамение» Курская-Коренная прихода свв. мчч. Валентина и Пасикрата в г. Ульме была совершена Божественная литургия, а затем Троицкая вечерня с коленопреклонными молитвами.
Праздничную литургию возглавил игумен Максим (Шмидт) в сослужении протоиерея Григория Крочака, иерея Валентина Усачёва, диаконов Сергия Гофсеца и Евгения Кика. Богослужебные песнопения исполнил приходской хор под руководством регента чтеца Николая Шилинцева.
Евангельское чтение праздника Пятидесятницы: https://days.pravoslavie.ru/bible/z_in_7_37_52_8_12_12.html#z.
Сразу по окончании литургии настоятель совершил Троицкую вечерню с коленопреклоненными молитвами святого Василия Великого. Таким образом, завершается послепасхальный период, во время которого в храмах не полагается совершать земные поклоны и вставать на колени.
Свою проповедь о. Максим посвятил празднику Пятидесятницы.
По окончании богослужения настоятель поздравил прихожан с праздником Святой Троицы и поблагодарил всех, кто принимал участие в подготовке и украшении храма к праздничным богослужениям. Также о. Максим напомнил, что идет ремонт Знаменского храма, поблагодарил всех уже участвующих и призвал всех помочь в этом богоугодном деле.
Христианство без Пятидесятницы
Протоиерей Иосия Тренхэм
Последние десять дней церковного календаря были не совсем обычными. В некотором смысле это была жизнь между двумя событиями. В день отдания Пасхи мы завершили непрерывное празднование Воскресения Господня и оставили пасхальное приветствие: «Христос воскресе! – Воистину воскресе!».
На следующий день мы праздновали Славное Вознесение нашего Спасителя на небеса, где Он воссел по правую руку от Отца. В эти дни между Вознесением и Пятидесятницей мы пребываем в состоянии ожидания. Как и апостолы в те древние времена, мы внемлем Господнему наставлению, которое Он дал при Своем Вознесении: «Оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше» (Луки 24:49). Мы ждем пришествия Святого Духа.
Почему апостолы ждали?
Очевидный ответ на вопрос: они ждали, потому что Господь Иисус Христос велел им дожидаться пришествия Святого Духа. Однако за этим ожиданием скрывается намного больше, чем кажется. Мы должны четко понять разницу между апостолами до Пятидесятницы и после Пятидесятницы. Пережитое ими было так значительно, что изменило их личности навсегда, сделав их другими людьми. Страх превратился в бесстрашие мучеников; рыбаки стали учителями всего мира; на место сомнения пришла сдвигающая горы вера. И все благодаря Пятидесятнице.
Необходимость Пятидесятницы
Некоторые из нас не понимают необходимости Пятидесятницы. Пятидесятница – событие многогранное, и мы не раз обсуждали это. Пятидесятница – это явление Святой Троицы миру. Именно поэтому этот день также именуется в церкви Днем Святой Троицы. Апостолы знали Отца. Они стали учениками Сына. Затем исполнились Святого Духа. Пятидесятница, помимо прочего, еще и рождение Новозаветной Церкви. Это принятие Духа Божия всеми верующими. Это объединение всего человечества и решительный поворот от хаоса Вавилонской башни.
Все это мы уже обсудили ранее, поэтому сегодня я бы хотел заострить свое внимание на том, что Святая Пятидесятница является свидетельством того, что христианство – неземная религия, придуманная не людьми. Христианство не просто свод этических норм и нравственных правил. Христианство – это чудесное и удивительное единение Бога и людей. Это одухотворение и обожествление человека.
Будь христианство очередной выдумкой человечества, пусть даже лучшей и прекрасной выдумкой, ученикам не было бы никакой нужды ждать Пятидесятницы в Иерусалиме. Собственно, зачем? Они три года провели бок о бок с Христом и были Его самыми близкими учениками. Им было бы достаточно начать писать, проповедовать и распространять то знание, которое они получили от Учителя. Сами всему научились, можно и других поучить – именно так и происходит со всеми другими мировыми религиями. Но не с христианством.
Христианство – это не просто идеи, нравственные правила, этические нормы, форма общественного устройства и т.д. Все это, конечно же, присутствует в христианстве, но не это является сущностью Православия. Христианство заключается в преображении и обожении человека, а не в идеях. Не может быть христианства без Пятидесятницы. Православие без Святого Духа – не Православие.
Многие христиане живут между Вознесением и Пятидесятницей
В свете вышесказанного разве не трагично то, что очень часто мы воспринимаем Православие лишь как некий набор идей? Мы считаем себя православными, поскольку верим в определенные понятия, были обращены или рождены в нужной семье в нужное время. Останься апостолы в том состоянии, в котором они пребывали между Вознесением и Пятидесятницей, и мир никогда бы не услышал Благой вести. Они бы никогда не стали великими святыми и никогда бы не изгнали ни одного беса. Но они стали святыми и поражали бесов, потому что жили в единении со Святым Духом Божьим.
Однако своей жизнью мы, православные, слабо свидетельствуем о том, что живем во времена после Пятидесятницы. Наша вера слаба, мы связаны по рукам и ногам грехами, в нас почти нет христианской радости.
Читая или слушая Деяния святых апостолов, мы думаем о том, что уклад жизни апостолов был совсем не похож на наш. Читая житие того или иного святого, мы понимаем, что образ его жизни нам чужд и малопонятен. Почему так? Потому что мы живем без Святого Духа. Мы скорее похожи на боязливых и сомневающихся апостолов до Пятидесятницы.
Однако вокруг нас есть люди, которые словно светятся изнутри. Эти люди с радостью переносят все жизненные невзгоды. Их ничто не печалит. Почему? Потому что они пребывают в живой, динамичной связи со Святым Духом. Они искренни в своей молитве к Святому Духу: «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша». Именно в таких людях живет Святой Дух, очищая и спасая их.
Христианство без Пятидесятницы – пустая оболочка
Если наша православная жизнь не исполнена Святого Духа, она тщетна! Для начала подумайте о том, что начало всех святых церковных таинств – Святой Дух.
Крещение является спасительным для нас не потому, что мы рождаемся только от одной воды, но и от Духа (Иоанна 3:3-5).
Миропомазание само по себе является личной Пятидесятницей и печатью дара Духа Святого.
Рукоположение – это особое завещание Святого Духа людям и суть священства заключается в том, что священник является источником Святого Духа в общине.
Именно поэтому Господь собрал двенадцать апостолов, дунул на них и сказал: «Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Иоанна 20:23).
Брак принадлежит исключительно земной жизни, если он не освящен Святым Духом и не скреплен Его любовью.
Соборование без Святого Духа не более, чем сложная процедура по уходу за кожей, ведь именно Святой Дух, которым освящается масло, лечит наши тела и души.
Таинство исповеди неискренне и бессмысленно, если исповедью не движет вдохновленное Духом Божьим раскаяние, за которым следует прощение грехов, облеченное силой Духа Святого.
А теперь подумайте о Таинстве из Таинств и Чуде из Чудес: Святой Евхаристии. Евхаристия совершается только действием Святого Духа. Ведь именно Его священник призывает снизойти на престол в молитве Богу о преложении хлеба и вина в Тело и Кровь Христову: «…ниспосли Духа Твоего Святаго на нас и на предлежащие сии дары и соделай хлеб сей почитаемым телом Христа Твоего, а то, что в чаше сей, почитаемой кровью Христа Твоего, преложив Духом Твоим Святым».
Реальность Евхаристии удивительно подтверждается жизнями многих святых, особенно святых епископов или священников, совершавших литургию.
Святой Василий Великий рассказывал, что над престолом в его церкви висела красивая золотая лампада, сделанная в форме голубя. Каждый раз во время пресуществления Святых Даров лампада начинала раскачиваться.
Похожую историю рассказывал наш святой отец Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский. Служа литургию, он всегда видел Святой Дух, в виде пламени сходящий на святую чашу во время эпиклезы.
Однажды литургия затянулась, поскольку о. Иоанн не хотел продолжать служить, пока не увидит огонь. Огня все не было и о. Иоанн в недоумении повернулся к дьякону и увидел, что его лицо покрыто темным облаком. На вопрос о. Иоанна о том, что случилось, дьякон честно признался, что плохо подготовился к литургии. Он разоблачился, покинул алтарь и только после этого на престол снизошел огонь.
Все святые таинства без Святого Духа – лишь пустая форма. Это же можно сказать обо всех аспектах нашей религиозной жизни. Пост – не больше, чем диета, если его целью не является стяжание Святого Духа. Не случайно наш Господь «поведен был Духом в пустыню» (Луки 4:1), где провел в посте сорок дней. Грех не может быть побежден без Святого Духа. Он единственный, Кто дает нам власть «умерщвлять дела плотские» (Рим. 8:13).
Продолжать можно бесконечно. Не может быть молитвы без Святого Духа, молящегося в нас. Не может быть Церкви без Святого Духа. Не может быть святилища без Святого Духа. Когда строится церковь, епископ освящает и алтарь, и святилище. Храм переживает свою Пятидесятницу, поскольку это не просто место собрания, но Дом Божий и храм Святого Духа. Если это не так, то церковь становится сборищем сатанинским (Откр. 9:11).
Наша цель – стяжать Святой Дух
В свете истины мы видим, как прав был святой Серафим, когда его спросили, в чем смысл жизни, на что он ответил: «В стяжании Духа Святаго». «Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы? Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона? Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него» (Луки 11:11-13). Все наши христианские усилия и духовная борьба направлены только на одно: возрастание в Духе Святом. Именно это и есть духовность, и смысл христианства — в единении человека с Богом посредством Святого Духа. Не будем же искажать истинную суть нашей религии, живя так, словно Православие заключается в идеях, нравственности и т.д. Глупости. Христианство заключается в единении с Истинным Богом, который по своему милосердию уподобляет нас Себе.
Богу Отцу нашему и Вознесшемуся Господу Иисусу Христу и Святому Духу слава во веки. Аминь.
В сообщении использованы материалы сайтов pravoslavie.ru, pravmir.ru