Димитриевская родительская суббота
Дата публикации: 02.11.2024

2 ноября с. г., в Димитриевскую родительскую субботу, в храме иконы Божией Матери «Знамение» Курская-Коренная прихода свв. мчч. Валентина и Пасикрата в г. Ульме были совершены заупокойная Божественная литургия и заупокойная лития.

Димитриевская родительская суббота как день поминовения православных воинов была первоначально установлена по ходатайству Великого князя Димитрия Иоанновича Донского после исторической победы русских войск на Куликовом поле 8 (21 н.ст.) сентября 1380 года. В сражении погибло огромное количество воинов. Перед судьбоносным сражением игумен земли Русской, преподобный Сергий Радонежский, не только благословил Великого князя Димитрия, но дал в помощь двух монастырских иноков, Александра Пересвета и Андрея Ослябю, которые вышли на поле брани не в кольчуге и броне, а в одежде схимников. Возвратясь после битвы в Троицкую обитель, великий князь Димитрий благодарил преподобного и братию за молитвы и просил отслужить благодарственные молебны Господу Иисусу, «Сильному в бранех», а также заупокойные литургии и панихиды по всем воинам, убиенным на поле Куликовом. Завершилось поминовение общей поминальной трапезой.

Ввиду заявленного боярами пожелания и на будущее «память творити, кто сложил голову свою», князь установил совершать это поминовение ежегодно в субботу перед днем своих именин, 26 октября (8 ноября по новому стилю) — днем памяти великомученика Димитрия Солунского, которого славяне считают своим покровителем. А суббота получила наименование Димитриевской.

С годами Дмитриевская родительская суббота стала общепризнанным в народе днем «сугубого», то есть особо прилежного, поминовения всех от века усопших православных христиан, а не только воинов, сложивших голову на поле брани.

Богослужения возглавил игумен Максим (Шмидт) в сослужении протоиерея Григория Крочака и диакона Сергия Гофсеца. Богослужебные песнопения исполнил клиросный хор под руководством регента Ларисы Шукман.

После службы настоятель прихода обратился к присутствующим со словом назидания.

По окончании богослужения о. Максим от имени клира и прихожан поздравил регента малого хора Викторию Исламову с днем рождения и Владимира Шукмана – с 50-летним юбилеем, которые они отмечали накануне.

В тот же день вечером в храме была отслужена панихида.

«Давайте быть со Христом!»
Проповедь в Дмитриевскую родительскую субботу иерея Константина Аристова

«Царствие Небесное приблизилось», — сказал Господь. И не надо думать, что Царствие Небесное это где-то далеко. «Царствие Небесное внутри нас есть» или, как это звучит в другом переводе: «Посреди нас есть». То есть, оно уже есть, оно настало. Только не во всей полноте, в которой настанет, когда Христос придет во второй раз. Если в первый раз Он приходил, будучи человеком, то во второй раз Он придет «во славе своей» как Бог. И эта полнота Царствия Небесного наступит во всем своем величии.

Сейчас мы в это Царствие попадаем таинственно и непонятно. Можно сказать, что мы одной ногой находимся здесь, на земле, а другой там — в Царствии Небесном. Особенность христианства в том, что человек через молитву, через исполнение заповедей, через сердечное обращение к Богу, через Таинства, через прощение, через милосердие, любовь и прочие добродетели христианства пребывает в Боге и таинственным образом одновременно находится и в Нем, и посреди мира.

Конечно, нас «обворовывает» грех, и мы из мирного, радостного, тихого состояния любвеобильного сердца «выпадаем», из-за своих страстей теряем Христа, заповедавшего нам прежде всего любить друг друга. Это «пограничное» состояние исправляется только покаянием. А оно, в свою очередь, является исполнением слов Спасителя: «Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48). Нет предела совершенству. Мы должны не просто отбросить грубые грехи и этим довольствоваться, у нас ведь есть еще множество мелких деяний. О них Господь сказал: «Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом» (Лк. 16:10). То есть, если мы согрешаем в мелочах, мы можем согрешить и в большем.

Жизнь состоит из мелочей, поэтому, когда мы смотрим сами на себя сквозь призму мелочных грехов, нам кажется, что мы не спасемся. Нам нужно в себе эти мелочи исправлять, бороться с собой. Чтобы все-таки пребывать в этом Царствии, которое дано нам как дар.

И мы благословляем это царствие на каждой Литургии, говоря: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа ныне (то есть, сейчас) и присно (то есть, всегда) и во веки веков. Аминь».

С этого же возгласа начинается и крещение человека. То есть, это Царство уже дано, и мы, живые люди, уже по делам своим должны в нем находиться. Исполняя заповеди и причащаясь Крови и Тела Христова, мы пребываем во Христе. И если мы так будем жить и умрем, то мы будем и после смерти во Христе. И ничто, как говорили апостолы, не может нас отлучить от любви Христовой, кроме нас самих. Как говорил апостол Павел: «Ибо для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение» (Фил. 1:21).

И каждый сможет достичь этого, а мы можем, потому что признаны Богом. Со Христом мы все сможем! Поэтому, давайте, братья и сестры, пребывать во Христе! Царствие Небесное — это мир и радость в Духе Святом. И будем чаще стремиться к этой радости, которую дает нам Господь. Радости, которая нетленна и которую невозможно получить от каких-то земных вещей. Она дается как залог того, что нас ждет за порогом смерти.

Вот почему христиане по-другому воспринимают смерть — как встречу со Христом. Потому что мы Его любим и живем для Него. Поэтому давайте быть со Христом, насколько мы можем. И пусть Христос примет наши труды по восхождению на гору добродетели, как принял две лепты вдовы. И тогда Господь там, за порогом, нам скажет: «Добрый верный раб, ты был во многом Мне верен! Над многими тебя поставлю. Войди в радость Господа твоего. Аминь».

В сообщении использованы материалы cайтов pravoslavie.ru и kursk.sestry.ru.

Понравилась статья?
Поделиться публикацией: Поделиться в Facebook Добавить в Twitter Поделиться в Вконтакте Поделиться в Одноклассниках