12 апреля с. г., в пятницу седмицы 4-й Великого поста, в день памяти прп. Иоанна Лествичника, храме в честь иконы Божией Матери «Знамение» Курская-Коренная г. Ульма была совершена литургия Преждеосвященных Даров.
Богослужение возглавил игумен Максим (Шмидт) в сослужении иерея Валентина Усачёва, диаконов Сергия Гофсеца и Евгения Кика. Богослужебные песнопения исполнил клиросный хор под руководством регента Ларисы Шукман.
В этот день, согласно Богослужебного устава, настоятель, после поклонения, внес через царские врата в святой алтарь в преднесении кадила и свечи Честной Крест.
По окончании богослужения настоятель обратился к присутствующим с проповедью.
Литургия Преждеосвященных Даров.
Историческая справка
Практика совершения литургии Преждеосвященных Даров восходит к апостольским временам. Из писаний мужей апостольских мы знаем, что христиане по благословению апостола, а впоследствии епископа, брали освященные Святые Дары к себе в дом и причащались, когда испытывали в этом потребность. Больным Святые Дары разносили диаконы.
В более позднее время Преждеосвященные Дары брали с собой аскеты–пyстынники, уходившие в пустыню на все дни Великого Поста, чтобы не оставаться без Святого Причастия. Традиция домашнего самопричащения в свое время дала повод к развитию небольших последований, читаемых перед причащением, которые впоследствии легли в основу чинопоследования Изобразительных. В XX в. некоторые архиереи во время гонений дерзали благословлять мирян самостоятельно причащаться Преждеосвященными Дарами.
До революции и на Валааме сохранялась традиция самопричащения. Братия из дальних пустынек, которых в иные времена насчитывалось до 23, по благословению игумена монастыря брали с собой Преждеосвященные Дары и сами келейно причащались. Они редко посещали общественные богослужения, усиленно подвизаясь в уединенной молитве. И им, безусловно, требовалось частое причащение для укрепления духовных и телесных сил. В настоящее время с возрождением всех видов монашеской жизни (общежительной, скитской, пустынножительства) на острове возрождается и эта древняя традиция.
Появление литургии Преждеосвященных Даров, ввиду известной практики домашнего самопричащения, по сути дела, послужило лишь «воцерковлением» традиции причащения Преждеосвященными Дарами. Эта практика вечернего причащения нашла свое оформление в Антиохии и Палестине. По всей вероятности, усилиями антиохийского патриарха Севира (513-518), иерарха, радеющего о литургической жизни Церкви, чинопоследование вечерни с причащением Преждеосвященными Дарами получило активное распространение в Церкви. В одном из Сиро-Яковитских свидетельств XIII в. прямо говорится, что Севир ввел общецерковное причащение Преждеосвященными Дарами вместо домашнего самопричащения. В середине VI в. литургия Преждеосвященных Даров была принята Константинополем, откуда и распространилась по всей Вселенской Церкви.
Однако для благодарственных молитв, читаемых после Преждеосвященной, в наших молитвословах назначается тропарь и кондак святителю Григорию Двоеслову, Папе Римскому (VI в.). Сейчас в церковном сознании литургия Преждеосвященных Даров связана с его именем. Святитель Григорий поминается на отпусте этой литургии. Безусловно, он не является автором литургии Преждеосвященных Даров. Ни одна греческая или славянская рукопись старше XVI в. не называет свт. Григория автором этого чина. В сохранившихся текстах трудов самого святителя Григория нет ничего похожего на византийский чин литургии Преждеосвященных, то есть тот чин, по которому служат Литургию у нас. Имя папы Григория ошибочно, уже после XVI века, попало в славянские тексты в качестве автора самой литургии Преждеосвященных Даров.
Тем не менее, сам святитель Григорий был великим литургистом, очень много потрудившимся в деле обустройства богослужения Римской Церкви. И именно он ввел совершение Преждеосвященной литургии в Римской Церкви, хотя этот чин имеет очень мало общего с византийским (сейчас римо-католики совершают Преждеосвященную только раз в год: в Великую Пятницу). Святитель упорядочил этот чин, возможно, что-то добавив, но что – неизвестно. Поэтому не зря именно он вспоминается на этой литургии.
Песнопение «Ныне Силы Небесныя» поется на Великом входе, когда освященные на «полной» литургии в воскресенье Святые Дары переносятся священником с жертвенника на престол. На литургиях Иоанна Златоуста и Василия Великого в это время исполняется Херувимская песнь (за исключением служб Великого четверга и Великой субботы).
«Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат, се бо входит Царь Славы, се жертва тайная совершена дориносится. Верою и любовию приступим, да причастницы жизни вечныя будем. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа».
Текст песнопения говорит нам о том, что Ангельские чины сослужат нам незримо, а мы смиренно наблюдаем над свершившейся Евхаристией: «Се Жертва тайная совершена дориносится» («вот жертва таинственная, совершенная, ими торжественно сопровождается»).
В таком смиренном наблюдении проявляется особое покаянное состояние, сокрушение в грехах, это песнопение предваряет настрой Страстной седмицы: «Что ещё оставалось… <Спасителю> сделать для нас, и Он не сделал? Не видели мы разве Бога-Слово смирившимся во образе раба, чтобы и мы сделались смиренными?» (прп. Ефрем Сирин).
Вторая строфа «Верою и любовию приступим, да причастницы жизни вечныя будем» («С верой и любовью приступим, чтобы быть причастниками вечной жизни») – призыв к самому причастию, так как после песнопения уже не следует Евхаристический канон (часть литургии, на которой совершается чудо пресуществления хлеба и вина в Тело и Кровь Иисуса Христа). Эти слова молитвы напоминают нам текст Евангелия от Иоанна: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин 6:54).
В сообщении использованы материалы сайта valaam.ru