Молебен преподобным Спиридону и Никодиму, просфорникам Печерским
Дата публикации: 13.11.2024

13 ноября с. г., в Знаменском храме прихода свв. мчч. Валентина и Пасикрата в г. Ульме был отслужен молебен прпп. Спиридону и Никодиму, просфорникам Печерским.

Блаженный Спиридон был родом из простой крестьянской семьи. Не обученный грамоте, он владел языком веры, а богатством ему служили добродетели и дела, угодные Богу. Со страхом Божиим и желанием совершенства в сердце своем он поступил в Киево-Печерскую лавру в 1139 году и предался самому суровому подвижничеству. Уже достигнув почтенного возраста, он усердно принялся за учебу и выучил наизусть всю Псалтирь, так что каждый день пел наизусть все псалмы.

Видя благочестие, доброту и трудолюбие Спиридона, настоятель Пимен доверил ему святое и богоугодное дело – приготовление просфор для совершения Евхаристии. Рубя дрова или меся тесто, Спиридон сосредотачивался единственно на мыслях о Господе, в чем ему помогало непрестанное чтение псалмов. Так, приготавливая хлебы для святого возношения, он сам приносил Богу угодную Ему жертву хваления.

Однажды, когда он растапливал печь, пламя неожиданно взметнулось и пол загорелся. Тогда святой закрыл устье печи своей мантией, потом связал вместе рукава подрясника, бросился к колодцу и зачерпнул им воды, а затем призвал на помощь братию. Прибежав на его крик, монахи с изумлением обнаружили, что закрывавшая печное устье мантия осталась невредимой, а вода из подрясника не вылилась, так что пожар был без труда потушен. Тогда все воздали хвалу Господу, который столь чудесным образом пришел на помощь Своему верному служителю.

Близким сподвижником Спиридона был монах Никодим. Он с усердием подражал ему как в послушании, так и в духовных трудах. Они вместе на протяжении тридцати лет занимались изготовлением просфор и почили во Христе, достигнув преклонных лет. Их драгоценные мощи покоятся в Ближних пещерах.

С молитвословий прпп. Спиридону и Никодиму обычно начинают свой труд все трудящиеся на поприще печения просфор для святой Евхаристии.

Молебное пение совершил настоятель игумен Максим (Шмидт). По окончании молебна о. Максим прочёл молитву преподобным. Затем настоятель обратился к прихожанам с проповедью, а также поздравил приходских просфорниц с днем памяти святых покровителей этого церковного послушания и преподнес им памятные подарки.

Как появилась просфора

Просфора своим происхождением уходит в глубокую древность. Заповедь о принесении хлеба в жертву дошла к нам с ветхозаветных времен: «Пусть он приносит в приношение свое квасный хлеб, при мирной жертве благодарной» (Лев. 7:13).

В скинии Моисея были хлебы предложения, состоящие из двух частей, что означало хлеб земной и небесный, то есть два естества, Божеское и человеческое.

В подражание этому и в христианских храмах хлебы (или просфоры) делаются двучастными, и своими двумя частями означают Божество и человечество Иисуса Христа.

Просфора – это и есть тот квасный, то есть дрожжевой, хлеб.

Просфорой в древности называли приношения христиан, часть которой служила для Литургии, а остатки – для агапы, обычая древней Церкви, по которому все члены местной общины (свободные и рабы) собирались вместе на общую трапезу, во время которой, по-видимому, всегда свершалась Евхаристия. Агапа, таким образом, воспроизводила Тайную Вечерю. Первоначальный характер агапы был строго религиозный: важнейшим моментом собрания было совершение Евхаристии. В то же время она символизировала собою социальное равенство всех членов общины и единение их во Христе. Более состоятельные заботились о пропитании для неимущих, но и бедняки вносили свою лепту, или труд в общую казну.

На «вечери любви» все давали друг другу целование мира, здесь читались послания от других Церквей и составлялись ответы на них. Вот как описывает агапу Тертуллиан, писатель, живший в конце второго и в начале третьего столетия: «Наши небольшие вечери… называются греческим именем агапи, которое означает любовь или дружбу. Сколько бы они ни стоили, но расходы на них, которые делаются верующими из любви, есть приобретение. За этой трапезой кормятся бедные. Вечер начинается молитвой к Богу. Когда (после вечери) умоют руки и зажгут свечи, каждому предлагается выйти на средину и пропеть что-либо во славу Божию из Священного ли Писания или от себя, как кто может. В конце вечери также совершается молитва, которою и оканчивается вечер. Расходятся не толпясь, не толкаясь и не теснясь; но с тою же строгою скромностью и целомудрием, с каким пришли в собрание; потому что здесь напитались не столько пищею и питием, сколько добрым учением».

Для агапы каждый приходящий приносил с собой обыкновенный хлеб, вино, масло – словом, все, что нужно для стола. Это приношение (по-гречески – просфора), или пожертвование, принимали диаконы; имена принесших вносили в особый список, который с молитвой провозглашали во время освящения даров. Родные и близкие умерших делали приношения от их имени, и имена умерших, внесенные в особый список, также провозглашались. Из этих добровольных приношений (просфор) отделялась часть хлеба и вина и молитвой благотворения, словом Христовым и призыванием Святаго Духа освящалась в Тело и Кровь Христову, а прочие дары, над которыми также произносились молитвы, употреблялись для общественного стола. Благодарение и молитвы над дарами считались существенной принадлежностью священнодействия, отчего и все священнодействие, при котором совершалось Таинство Причащения, самые Тело и Кровь Христовы получили название – благодарения (по-гречески – евхаристии).

По мере распространения христианства и увеличения общин общественные различия между членами Церкви начали давать о себе знать, и агапы изменили свой характер, сделавшись пиршествами богатых. В Александрии псалмы, песнопения и песни духовные древних времен (Еф. 5:19; Кол. 3:16) были заменены игрою музыкантов на лире, арфе, флейте, несмотря на протесты Климента Александрийского. В других местах состоятельные христиане, наоборот, стали уклоняться от этих собраний, но оплачивали их, и агапы постепенно превращались в своего рода благотворительные учреждения. Затем они были совершенно упразднены в северной Италии святым Амвросием, потому что подавали повод к разным беспорядкам из-за злоупотреблений вином и нецеломудренного поведения на них некоторых участников.

Третий Карфагенский Собор 391 года постановил, чтобы верные готовились к Евхаристии говением, и поэтому отделил Евхаристию от агапы. Соборы Лаодикийский и Трулльский (392 г.) запретили совершать агапу в храме и тем самым совершенно лишили их церковно-религиозного характера. Тщетной оказалась попытка, сделанная участниками Гангрского Собора (380 г.), возвратить агапам прежнее значение. К началу V века агапы начали постепенно исчезать.

Когда агапу, «вечерю любви», отделили от Литургии, просфорой стали называть только хлеб, употребляемый для совершения Евхаристии.

В сообщении использованы материалы cайтов pravoslavie.ru, azbyka.ru

Понравилась статья?
Поделиться публикацией: Поделиться в Facebook Добавить в Twitter Поделиться в Вконтакте Поделиться в Одноклассниках