13 ноября с. г., в Знаменском храме прихода мчч. Валентина и Пасикрата в г. Ульме был отслужен молебен прпп. Спиридону и Никодиму, просфорникам Печерским.
Преподобные Спиридон и Никодим, просфорники Печерские, подвизались в XII веке в Киево-Печерском монастыре. Преподобные были люди простые, и занятие их было очень простое — печение просфор. Но они совершали его с любовью к Господу и братии, и любовь обратила простое занятие в служение духовное.
Блаженный Спиридон был родом из простой крестьянской семьи. Не обученный грамоте, он владел языком веры, а богатством ему служили добродетели и дела, угодные Богу. Со страхом Божиим и желанием совершенства в сердце своем он поступил в Киево-Печерскую лавру в 1139 году и предался самому суровому подвижничеству. Уже достигнув почтенного возраста, он усердно принялся за учебу и выучил наизусть всю Псалтирь, так что каждый день пел наизусть все псалмы. Видя благочестие, доброту и трудолюбие Спиридона, настоятель Пимен доверил ему святое и богоугодное дело – приготовление просфор для совершения Евхаристии. Рубя дрова или вымешивая тесто, Спиридон сосредотачивался единственно на мыслях о Господе, в чём ему и помогало непрестанное чтение псалмов. Так, приготавливая хлебы для святого возношения, он сам приносил Богу угодную Ему жертву хваления.
Однажды, когда он растапливал печь, пламя неожиданно взметнулось и пол загорелся. Тогда святой закрыл устье печи своей мантией, потом связал вместе рукава подрясника, бросился к колодцу и зачерпнул им воды, а затем призвал на помощь братию. Прибежав на его крик, монахи с изумлением обнаружили, что закрывавшая печное устье мантия осталась невредимой, а вода из подрясника не вылилась, так что пожар был без труда потушен. Тогда все воздали хвалу Господу, который столь чудесным образом пришел на помощь Своему верному служителю.
Близким сподвижником Спиридона был монах Никодим. Он с усердием подражал ему как в послушании, так и в духовных трудах. Они вместе на протяжении тридцати лет занимались изготовлением просфор и почили во Христе, достигнув преклонных лет. Их драгоценные мощи покоятся в Ближних пещерах. У преподобного Спиридона пальцы правой руки сложены троеперстно.
С молитвословий прпп. Спиридону и Никодиму обычно начинают свой труд все трудящиеся на поприще печения просфор для святой Евхаристии.
Молебное пение совершил настоятель игумен Максим (Шмидт) в сослужении иерея Валентина Усачёва.
По окончании молебна духовенство совершило славление и о. Максим прочёл молитву преподобным.
Затем настоятель обратился к прихожанам с проповедью, а также поздравил приходских просфорниц с днем памяти святых покровителей этого церковного послушания.
Ко дню памяти преподобных Спиридона и Никодима Печерских
Слово протоиерея Валентина Свенцицкого
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Житие преподобного Спиридона Печерского начинается словами: «Всякая душа, озарённая благодатию свыше, бывает проста». И далее говорится, как пришёл простой неграмотный, неучёный человек в Печерский монастырь и как стал он подвизаться в простоте сердца, в смирении, как он, уже будучи немолодым, выучился грамоте настолько, чтобы читать Псалтырь, как он ежедневно пел все псалмы Псалтыри и как игумен Пимен, увидав этот смиренный труд подвижника Спиридона, дал ему послушание печь просфоры для таинства Евхаристии.
С молитвою, с песнопениями совершал все работы свои преподобный Спиридон. Рубил ли он дрова, таскал ли воду, готовил ли просфоры, он всё время пел псалмы.
И вот однажды случился в его просфорне пожар. Из печки вымахнуло пламя, зажглась клеть, и огонь стал подыматься и охватил крышу. Тогда преподобный Спиридон снял с себя мантию, закрыл ею печь, снял власяницу свою, побежал за водой и принёс в ней воды. И братия увидала чудо: не сгорела мантия Спиридона и не протекла власяница, и этой водой, набранной им, потушили пожар.
Вспомним по поводу этого жития смиренного и простого инока Спиридона слова апостола Павла: «Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых» (1 Кор. 1, 27). Вспомним и слова святого Григория Богослова: «Я подвизаюсь в приобретении простоты душевной, от которой зависит спасение». Что же это за простота душевная, о которой повествует житие, о которой свидетельствует апостол и о которой говорит святой? Это та благодатная простота, которая так отличает духоносного человека от человека мирского; простота, которая даётся духовными трудами, иногда целой жизнью, смиренной работой над своим внутренним устроением. Её нельзя получить, эту простоту, одним лишь движением своей воли, её нельзя получить в миру, она даётся как благодатный дар той душе, которая посвящает себя Богу.
Все мы сложны, в каждом из нас не один человек, а десять, и эти десять тащат нас в разные стороны. По каждому поводу у нас не одна мысль, а десять мыслей. Каждое событие вызывает в нас не одно решение, а множество, из которых не знаем, что нам выбрать. На молитве у нас не одна мысль, а неисчислимое количество мыслей, которые распыляют, которые рассеивают эту единую нашу молитвенную мысль.
Эта наша сложность, это многоволие в нас, эта нецельность чувствования, неединство мыслей — всё это есть результат хозяйничания в нас страстей. Это они так запутывают, усложняют, так в разные стороны влекут человеческую душу.
Вот почему простота, вожделенная в жизни духовной, может быть дана человеку лишь путём неустанных его внутренних трудов и благодати Божией. Так во внутренней жизни человек стремится к приобретению простоты душевной, от которой зависит спасение. И он должен на всём своём жизненном пути утверждаться этими словами апостола, памятуя, что Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых. Бог избрал апостолов, которые были немудрыми для мира, но это немудрое посрамило мир, ибо возвещённое через апостолов Евангелие показало истинный свет, перед которым мир явил себя как тьма. Безумным и немудрым для мира был тот путь, которым шли первые христиане, всё их дело, по мирскому разумению, было сплошным безумием.
Какими, в самом деле, для человеческого разума должны были казаться бессмысленными, ненужными и бесполезными те жертвы, которые без всякой практической пользы приносили первые христиане. Но они посрамили мудрое мира, ибо мученичество христианское победило языческий мир.
Перед светом христианского мученичества язычество явило себя как тьма.
Мы должны научиться руководствоваться в высших вопросах не столько нашим мирским разумением, сколько голосом своей совести, ибо этот голос есть немудрое мира, это есть благодатный голос в нас, это есть сохранившаяся в нас простота души. Какими бы запутанными ни были те или иные жизненные вопросы, которые встают перед нами, если мы подойдём к решению их не мудрствуя лукаво, уповая не столько на силы своего мирского рассудка, сколько на голос чистой, сохранившейся в каждом из нас совести, то мы всегда решим немудро для мира, но премудро в соответствии с духом благодати Божией.
Вот всему этому надлежит нам учиться, читая описание жития Спиридона Печерского. Это даст нам указание и в нашей жизни, когда перед нами встанут трудные и сложные вопросы.
Будем спрашивать тогда не столько наш лукавый ум, сколько сердце, и оно в простоте ответит нам истину. Аминь.
1927 г.
В сообщении использованы материалы cайта pravoslavie.ru, predtecha.spb.ru