Мысли сердца
Дата публикации: 21.03.2022

Цитаты и высказывания митрополита Филарета (Вахромеева), первого Патриаршего Экзарха всея Беларуси

О БОГЕ

Сколько живет в мире человек, который размышляет о Боге, — столько желает он увидеть славу Божию.

Блажен тот, кто способен узреть славу Творца в премудрости сотворенной Им вселенной и в красоте земной природы.

Мудр тот, кто находит славу Господню в истинных знамениях и откровениях, которыми Создатель руководит человека к спасению.

Свят тот, для кого проповедь славы Божией пребывает образом мысли и образом жизни.

Но никто и никогда ни на йоту не приблизится к пониманию того, что есть слава Вседержителя, если не постарается исполнить главные заповеди Ветхого и Нового Заветов: «Возлюби Господа Бога твоего» и «Возлюби ближнего твоего» (ср.: Лев. 19: 18; Втор. 6: 5; Мф. 22: 37-40).

***

Свидетельство веры вызревало в мире людей долгие века и тысячелетия. Но лишь любимый ученик Христов, апостол Иоанн Богослов, сумел лаконично обосновать его: «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нём. Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он» (I Ин. 4: 16-17).

…Мы поступаем, как Он. Так мог сказать о себе апостол Любви, а нам, сегодняшним, более пристало отвечать о себе на вопрошание Божие словами Многострадального Иова: «Спроси у прежних родов и вникни в наблюдения отцов их; а мы — вчерашние и ничего не знаем, потому что наши дни на земле — тень» (Иов 8: 8-9).

***

Встреча каждого из нас друг с другом является уже не просто встречей человека с человеком. Ведь, встречаясь, мы приветствуем друг друга, — а в Церкви в таких случаях говорится: «Христос посреде нас!» — и отвечают: «И есть, и будет!»

А как вы думаете: разве это не встреча с Господом? Мы — образ и подобие Божие — приветствуем друг друга: «Христос посреде нас!» — и это и есть встреча с Ним.

Но мы всегда ждем чего-то чрезвычайного, необычного… Достойны ли мы чего-то необычного, когда мы естественной встрече друг с другом подчас не радуемся?..

***

Доверие — это с человеческой точки зрения столь же нелогичное состояние, как, например, любовь и самопожертвование. Почему мы доверяем тому или иному человеку? Почему и за что мы кого-то любим, почему жертвуем своим ради пользы другого?..

Ответы на эти вопросы не будут полноценными, не будут правдивыми, если в их основе лежит только человеческая логика.

Но они всегда честны и понятны, если основаны на логике Божественной, на том непостижимом человеческому уму предвидении Всевышнего, которое в христианстве называется Промыслом, или Промышлением Бога.

Творец всего объемлет Своей любовью и Своей творческой мыслью каждый миг жизни отдельного человека. И одновременно Он имеет попечение обо всём мире от первых до последних мгновений его бытия. Промышление Божие о человеке — это стремление сохранить человека в Вечности, вместив Вечность в сердце человека.

 О ЦЕРКВИ

 Христианство — это жизнь в Боге, это исполнение закона, данного Богом. Именно в Церкви человек обретает наибольшую степень свободы, когда-либо открывавшейся перед ним.

***

Церковь как сообщество учеников Христовых призвана являть миру возможность и реальность преображения как человека, так и общества силою благодати Божией, по слову Спасителя: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5: 16).

***

Ответственность Церкви Христовой за творение — это прежде всего воспитание ответственности каждого человека за содержание собственного сердца, ибо из него исходят в мир помыслы, направленные как на его уничтожение, так и на его спасение.

***

С богословской точки зрения, Бог ─ прост, и потому вера также проста по своей природе. И отдельные люди, которых в хорошем смысле называют «простецами в вере», могут пребывать в общении с Богом помимо какого-либо богословия. Однако Церковь не призывает верующих к «опрощению», не предлагает им примитивных верований. В предельном смысле Церковь имеет дело со всеми людьми, с человеческим обществом в целом. Проповедуя всем, она встречается с высшими проявлениями человеческой мысли и культуры и призвана давать ответ о своем уповании на самом высоком интеллектуальном уровне.

***

По слову апостола Павла, Церковь свята и непорочна, ибо «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за неё, чтобы освятить её»; Церковь не имеет «пятна или порока» (см.: Еф. 5: 25-27). Но я бы сказал, что великая драма для нас, христиан, заключается в том, что каждый из нас, членов Церкви, поражён грехом, — а мы­-то и составляем видимую, человеческую часть Церкви.

Поясню эту мысль глубоко справедливыми словами протоиерея Георгия Флоровского, ректора Свято-Владимирской православной семинарии в Америке († 1979). Объясняя кажущуюся антиномию (Церковь — свята и непорочна, а мы, её члены, — грешны), он говорил, что мы, члены Церкви, одновременно inpatriaetinvia (в отечестве и в пути — лат.), то есть: мы уже в Церкви — и мы ещё на пути к ней. Наша всеобщая греховность есть не «недостаток», а драма каждого из нас и общества в целом.

***

Сейчас не надо увлекаться внешним благолепием и благополучием Церкви. «Бог… не в рукотворенных храмах живет», — провозгласил апостол Павел в Афинах (Деян. 17: 24).

Прекрасны золотые купола! Мы Богу должны давать лучшее. Но большие требования сейчас предъявляются священству: помимо высокой нравственности, безупречной честности и истинно православной духовности — надо ещё и говорить языком современного человека, помогать в разрешении самых сложных проблем, которые ставит перед верующими действительность.

О ЧЕЛОВЕКЕ 

Дух, душа и тело — вот человек.

Дух, который от Бога, животворит в человеческой природе образ и подобие Творца и тем отличает человека от любого другого живого существа.

Бессмертная душа — как чувственная, интуитивная составная часть человеческой природы — обитает в крови и сосредотачивается в сердце. Поэтому сердце способно плакать и смеяться, мудрствовать и глохнуть, разрываться от горя и переполняться любовью, ненавидеть и миловать…

Тело — как физическая основа всего состава — тянет человека к земле, оно испытывает страсти и искушения, требует развития материальных условий и никогда не довольствуется тем, чем обладает. Вот почему разумное сердце — это квинтэссенция человеческого естества.

***

В человеке никогда не умирает человек, потому что в нём неуничтожим образ Творца. А поэтому и человек является творцом, «автором» того, что он создает и совершает.

***

Человек человеку — брат и сестра. И каждый имеет своё лицо, свою индивидуальность. Само сознание личности, индивидуальности, казалось бы, должно способствовать разделению. Но — нет! Это должно привести нас к сознанию того, насколько же премудро устроен этот мир и человеческий род, что ни один человек не повторим. А если эта личность неповторима, — то какова же её ценность! И как можем мы эту неповторимую личность оскорбить, убить, просто не обратить внимания…

***

Преодолеть грех — значит разорвать замкнутый круг своей самости, быть готовым к самоотверженному общению с другими, ибо то богатство бытия, которое даровал нам Бог, может быть испытано и пережито только сообща.

***

Милосердие и благотворительность — это не услуга, не функция и не чреда социальных проектов. Милосердие и благотворительность — это встречное двустороннее движение сердец, которое происходит лишь при условии взаимности братской христианской любви и обоюдной жертвенности друг ради друга. Принимая, мы должны уметь благотворить своим благотворителям, по слову святого апостола Павла: «Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон» (Рим. 13: 8).

О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ

Смысл существования человека — в том, чтобы превзойти свое «человечество» и стать человеком через общение с премирным Богом.

***

Призванием человека от его грехопадения вплоть до сего дня была и остается покаянная забота об уменьшении страдания земли за грехи рода людского. Если древние говорили: «Познай себя — и ты познаешь весь мир», то мы вправе осмыслить это изречение по-христиански: «Исправь себя — и ты послужишь исправлению среды, которая тебя окружает».

Если человек со всей ответственностью сознаёт себя носителем образа и подобия Божия, то он на деле становится хранителем того, что сотворил Господь. И тогда цельность его личности обусловливает равновесие в окружающей его природе.

 ***

Мы призваны и обязаны учиться понимать других, то есть «для всех сделаться всем» (см. I Кор. 9: 22), чтобы суметь найти в Библии, в Евангелии Христовом, в истории нашей Церкви и нашего Отечества, в личном духовном опыте ответ на любой вопрос человека и на любой вызов времени.

***

«Не бойся, малое стадо» (Лк. 12: 32), — сказал Спаситель и этим дал понять, что в обществе мы всегда будем оставаться в меньшинстве и не должны стремиться стать большинством любой ценой. Только будем со Христом! «Мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16: 33), — сказал Спаситель. Нужно одно — быть преданным Христу и не бояться смущений.

***

Христос нам заповедал радоваться, потому что мзда наша «многа на небесех» (Мф. 5: 12). И все наши житейские заботы, скорби, болезни душевные и телесные, — всё это земное, и оно здесь и останется. Всё это для того, чтобы вы нравственно укреплялись, совершенствовались, перенося груз страданий. Всё это ради Царства Небесного. Ведь мы же не возьмем туда ничего земного. И скорбей не возьмем. Возьмем только добрые дела. Вот наше богатство!

 ***

Божественное наследие неотделимо от чаши, которую необходимо принять и испить. Эта чаша триедина, ибо прообразована евангельскими событиями Тайной вечери, Гефсиманского моления и Голгофских страданий. Мы не призваны к выбору одной из них. Мы призваны принять и радость Евхаристии в Сионской горнице, и смертельную скорбь в саду на Елеонской горе, и Божественную Кровь, пролитую распинателями.

О ВЕРЕ

Вера в Бога и тоска по торжеству Его Закона составляет неотъемлемый метафизический элемент человеческого бытия, она экзистенциально укоренена в глубине нашего существа.

***

Мне кажется, что доверчивая вера Богу призвана сосредотачиваться в человеческом сердце как твердость знания. Когда Символ христианской веры становится смыслом всех иных знаний, которые обретают в нём свою перспективу, тогда человек плодоносит делами веры и благим ведением, оправдывая слова Спасителя: «Я есмь лоза, а вы — ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нём, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15: 5).

***

 На чудо надеются те, кому недостаёт веры. Вера — это труд, порою столь тяжкий, что называется подвигом. В подтверждение приведу слова апостола Иакова о том, что «вера без дел мертва» (Иак. 2: 20). Самое большое чудо, которое всегда перед глазами человека, но которое нужно уметь различить в суете мира, — это личная встреча с Богом. Это воистину чудо из чудес, которое способно преобразовать жизнь одной личности и всего рода человеческого. А чудеса из области сказок суть не более чем грёзы: они так же отличаются от чудес веры, как детская игра в куклы от настоящей семейной жизни.

ОБ ЭТАПАХ ЖИЗНИ

По своей природе молодость ищет свободы… Хотя порою и не всегда представляет, в чем же она состоит. Но для нас, христиан, нет тайны в этом вопросе и не может быть блужданий на этом пути! Ведь эту стезю жизни проложил для рода человеческого Сам Христос Спаситель, Который сказал: «Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8: 31-32).

***

Есть такое выражение в святоотеческой и житийной литературе: «твёрдо стоять в вере». То есть молодому человеку, а также его родителям следует стараться сызмальства утвердить в душе незыблемый духовный стержень, вокруг которого формируется личность, — начиная от характера и вкусов человека и заканчивая его пониманием таких явлений, как верность и честь, любовь и дружба, принципиальность и терпимость. Иными словами, у каждого человека должно быть внутреннее обоснование ответов на вопросы: ради чего он живёт и за что он готов отдать свою жизнь. Тот, кто затрудняется ответить на них, стоит на месте в своём личностном и духовном развитии… Духовное движение по своему направлению крестообразно — вверх, от земли к небу, и в стороны, от сердца к сердцу.

***

 «Не в долговечности честная старость, и не числом лет измеряется, — утверждает премудрый Екклесиаст, сын Псалмопевца. — Мудрость есть седина для людей, и беспорочная жизнь — возраст старости» (Прем. 4: 9). Признаюсь, я не только всегда помню наставления своих родителей, но и по сей день стараюсь учиться чистоте сердца и у детей, и у простых людей, и у малых мира сего, ибо все мы в свое время становимся спутниками на стезях нашего жизненного странствования.

О СЕМЬЕ

Любовь — это подвиг. Когда в Церкви совершается Таинство Браковенчания, Церковь поёт: «Святые мученики!» А почему? Потому что жизнь мужа и жены, молодых, неопытных, юных сердец, увлечённых друг другом, рассматривается как подвиг.

Это подвиг, дорогие мои! И потому научитесь хранить возникшее между вами чувство любви всю жизнь. Научитесь уступать друг другу. Брак — это не праздник и не прогулка по жизни! Это подвиг, который в Таинстве Брака венчается царскими венцами во образ будущего Божественного воздаяния. Кто этот подвиг осуществит и пройдёт всю жизнь в паре с любимым и любящим супругом, принося в жертву своё себялюбие ради единства и любви, — тот венчается Богом венцом истинным вовеки.

***

Разводятся не только молодые, но подчас и люди преклонного возраста, и не только те, у кого нет достойного жилья или достаточных финансовых средств, но и «богатые и знаменитые». Ответ на вопрос «почему?» кроется в сердцах людей, и он столь же многообразен, сколь многообразны человеческие судьбы.

Что же делать? Вспомнить о чести и славе. Да-­да! О тех самых дарах, которые во время церковного Таинства Венчания священнослужитель испрашивает для новобрачных у Бога: «Славой и честью венчай их!»

Не скрою, мне приходится рассматривать прошения о снятии церковного благословения с брака, когда супруги разводятся. Это очень прискорбная тема, потому что речь идёт о несоблюдении той чести и о расточении той славы, которую Бог, несомненно, дал им во время совершения Таинства.

Если бы мы действительно помнили, что каждый человек — это образ и подобие Бога, как бы мы были осторожны в словах и чувствах! Как больше бы заботились друг о друге, как боялись оскорбить Бога, уничижая другого человека!

Поверьте, это не риторические восклицания… Как же найти выход?

Помнить о чести и не пренебрегать славой любящего и любимого человека.

Ведь и … псалмопевец Давид, и его сын, премудрый Екклесиаст, говорили, что «начало мудрости — страх Господень» (Пс. 110: 10; Притч. 1: 7; 9: 10). И этот страх — отнюдь не панический ужас перед возможным наказанием, но именно опасение оскорбить Бога, страх перед возможностью вольно или невольно оттолкнуть Творца, отстранить Его хранящую десницу и остаться наедине со своими грехами и со смертью…

О СОВРЕМЕННОМ ВРЕМЕНИ

Господь наш Иисус Христос назвал Своих учеников и последователей «солью земли» (Мф. 5: 13). Важно, чтобы в наши дни христиане на уровне своих семей, общин, Церквей постоянно помнили о своём призвании свидетельствовать истины Христовы жизнью и делами своими. Эта их активность и способна придавать соответствующий «вкус» современному миру и способствовать его преображению.

***

Богословие не является «внутренним делом» Церкви. Оно призвано отвечать на вопросы и вызовы современности, обращаясь к живому человеку, учитывая его идеалы и сомнения, его интеллектуальные поиски и духовные потребности. Богословие по существу своему антропологично, потому что его адресатом является человек.

***

Если душа тянется к духовному, если тело обуздано духом, тогда и сам человек, и создаваемая им культура просветляются и навечно остаются яркими звездами на темном небосклоне.

Человек одновременно является и творцом и творением культуры, и потому его личная духовность или бездуховность могут служить определением исторического качества времени, в котором он живет.

***

Христианское вероучение всегда противопоставляло дикому облику национализма подлинный патриотизм. Эти два понятия не имеют ничего общего между собой! Если национализм не хочет знать братства между людьми, стремится к преобладанию над другими и приводит к худшим формам деспотии, то патриотизм, требуя от человека любви к Родине и своему народу, никогда не отвергает достоинства других наций и ценности их культур. Человек, проникнутый чувством патриотизма, с любовью и уважением относится к достижениям других народов. Для него необходимость сотрудничества, доверия и взаимообщения с людьми других национальностей становится жизненной потребностью.

***

Одной из главнейших причин тех трагедий, которые постигли народы Европы в ХХ веке, была именно эта, произнесенная и записанная в Священном Писании три с четвертью тысячелетия назад, — «надмилось сердце твое, и забыл ты… Бога» (ср.: Втор. 8: 14).

***

Хотелось бы напомнить нашему времени, сменившему так много ценностных ориентаций, о великой триаде христианских ценностей: о вере, о надежде и о любви.

Они пребывают в чудесной гармонии, и каждая поддерживает другую. В самом деле: если ты больше не любишь и не надеешься — то разве всё еще веришь? Если не веришь и не надеешься — то можешь ли любить? И если не любишь и не веришь — то на что надеешься?

По материалам книги «Мысли сердца»
(Издательство Свято-Елисаветинского монастыря города Минска, 2010 год)

Биография митрополита Филарета (Вахромеева),
первого Патриаршего Экзарха всея Беларуси

Митрополит Филарет, первый Патриарший Экзарх всея Беларуси, (в миру Кирилл Варфоломеевич Вахромеев) родился 21 марта 1935 года в Москве, в семье служащих.

Дед, Александр Иванович, известный ярославский купец, с 1913 года являлся потомственным дворянином. Отец, Варфоломей Александрович (1904-1984), преподаватель Гнесинского музыкального училища при Московской консерватории, автор учебника «Элементарная теория музыки». За составление учебника церковного пения для духовных школ награжден орденом св. князя Владимира II степени.

Мать, Александра Феодоровна Вахромеева (1903-1981), и старшая сестра, Ольга Варфоломеевна Вахромеева (1925-1997), также являлись педагогами московских музыкальных школ.

Осенью 1953 года Кирилл Вахромеев окончил среднюю школу № 557 и параллельно музыкальную школу Бауманского района города Москвы по классу хорового пения и контрабаса.

В 1953 году после окончания средней и музыкальной школ поступил в Московскую духовную семинарию.

В 1954–1961 годах нес послушание иподиакона Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I и митрополита Крутицкого Николая (Ярушевича).

В 1957 году окончил Московскую духовную семинарию и поступил в Московскую духовную академию. 3 апреля 1959 года был пострижен в монашество с наречением имени в честь святого праведного Филарета Милостивого.

26 апреля 1959 года Святейшим Патриархом Алексием I  был рукоположен во иеродиакона.

Весной 1961 года окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия истал преподавателем Московских духовных школ.

14 декабря 1961 года Святейший Патриарх Алексий I рукоположил иеродиакона Филарета во иеромонаха.

В 1962 году был назначен старшим помощником инспектора, а в 1963 году — инспектором Московских духовных академии и семинарии.

4 августа 1963 года был возведен в сан игумена, а 8 октября того же года — в сан архимандрита.

Осенью 1963 года был назначен заведующим аспирантурой Московской духовной академии и секретарем Комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства.

Постановлением Священного Синода от 8 октября 1965 года архимандрит Филарет был избран епископом Тихвинским, викарием Ленинградской епархии. Архиерейская хиротония была совершена 24 октября 1965 года в Троицком соборе Александро-Невской Лавры.

С 14 мая 1966 года — епископ Дмитровский, викарий Московской епархии, ректор Московской духовной академии.

28 ноября 1968 года был назначен вторым заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата.

Участвовал в деятельности комиссии по подготовке и проведению Поместного Собора 1971 года, в эти же дни временно исполнял обязанности наместника Троице-Сергиевой Лавры.

С 6 сентября 1971 по 25 августа 1972 года временно управлял Калининской епархией.

9 сентября 1971 года был возведен в сан архиепископа.

С 18 апреля 1973 года — архиепископ Берлинский и Среднеевропейский, Патриарший Экзарх Средней Европы.

В 1974 году избран почетным членом Московской и Ленинградской духовных академий.

15 апреля 1975 года возведен в сан митрополита.

10 октября 1978 года Священным Синодом был назначен митрополитом Минским и Белорусским, а 12 октября — Патриаршим Экзархом Западной Европы.

С 16 ноября 1979 года временно управлял Корсунской епархией.

С 1981 по 1988 год являлся заместителем председателя Комиссии по подготовке и проведению торжеств, посвященных празднованию 1000-летия Крещения Руси,  руководителем рабочей группы по участию в праздновании юбилея других Церквей и по общественным проблемам.

14 апреля 1981 года стал председателем Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата и по должности — постоянным членом Священного Синода Русской Православной Церкви.

С 26 августа 1981 года — член Центрального комитета Всемирного совета Церквей. Являлся председателем международного подготовительного комитета, а затем  председателем Всемирной конференции «Религиозные деятели за спасение священного дара жизни от ядерной катастрофы», состоявшейся в мае 1982 года в Москве.

В 1980-е годы был избран председателем общественной комиссии Советского комитета защиты мира по связям с религиозными кругами, выступающими за мир; являлся вице-президентом Общества «СССР — Греция», вице-президентом Ассоциации творческой интеллигенции «Мир культуры», членом правления Общества «СССР — Кипр», входил в состав Советского комитета за европейскую безопасность и сотрудничество.

1 февраля 1984 года освобожден от должности экзарха Западной Европы, согласно прошению. 19 апреля 1985 года ему было поручено окормление православных приходов в Финляндиии.

15 декабря 1988 года был избран в состав избирательной комиссии по выборам народных депутатов СССР от Движения за мир, объединяемого Советским комитетом защиты мира.

16 октября 1989 года в связи с образованием новых епархий и определением Архиерейского Собора об образовании Белорусского Экзархата Московского Патриархата был назначен экзархом Белоруссии с титулом: «Митрополит Минский и Гродненский, Патриарший экзарх Белоруссии».

В связи с расширением деятельности Белорусского Экзархата подал прошение и 13 ноября 1989 года был освобожден от должности председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата с оставлением его постоянным членом Священного Синода.

С 1990 по 1995 год являлся народным депутатом Верховного Совета Республики Беларусь; в 1990 году был избран председателем Комиссии Верховного Совета БССР по вопросам депутатской этики.

В том же году стал членом Совета Белорусского отделения Международного фонда славянской письменности и славянских культур.

9 мая 1990 года вошел в состав Синодальной Библейской комиссии Русской Православной Церкви.

16 июля 1990 года был назначен председателем Комиссии Священного Синода по содействию усилиям в преодолении последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

С января по декабрь 1991 года — народный депутат СССР.

С 18 февраля 1992 года титулуется митрополитом Минским и Слуцким, Патриаршим Экзархом всея Беларуси, Свято-Успенской Жировичской обители священноархимандритом.

С 28 декабря 1993 года был назначен председателем Синодальной Богословской комиссии; в 1993–1994 годах являлся председателем комиссии по христологическому диалогу с Древневосточными православными церквами.

С 3 февраля 1994 года — священноархимандрит Благовещенского Ляденского монастыря.

С 28 декабря 1996 года по 17 июля 1997 года временно управлял Полоцкой, а с 28 февраля по 4 июля 2002 года — Могилевской епархиями.

1 марта 2006 года был удостоен звания «Герой Беларуси» за многолетний личный вклад в духовное возрождение белорусского народа, укрепление дружбы и братских связей между народами, развитие межконфессионального диалога. 

25 января 2009 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в Москве избран одним из трех кандидатов на Патриарший престол, однако 27 января 2009 года снял свою кандидатуру с выборов.

С 27 июля 2009 года — член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви.

21 марта 2010 года был награжден правом преднесения креста за богослужением в пределах Белорусского Экзархата.

31 мая 2010 года Священный Синод, заслушав прошение митрополита Филарета о почислении на покой по достижении 75-летнего возраста, постановил просить его продолжить управление Минской епархией и руководство Белорусским Экзархатом с выражением благодарности за многолетние труды по окормлению православной паствы Беларуси.

5 октября 2011 года освобожден от должности председателя Синодальной библейско-богословской комиссии.

В 2013 году принял участие в подготовке и праздновании на территории Беларусь 1025-летия Крещения Руси. Церковные торжества, прошедшие в Москве и Киеве, завершились 29 июля 2013 года на Минском замчище Божественной литургией, за которой митрополит Филарет сослужил Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу и Предстоятелям и представителям Поместных Православных Церквей.

25 декабря 2013 года Священный Синод удовлетворил повторное прошение Высокопреосвященного митрополита Филарета о почислении на покой, назначив его почетным Патриаршим Экзархом всея Беларуси и сохранив за ним право участия в работе Священного Синода и почетное протокольное место за богослужениями и в официальных церемониях.

Священный Синод выразил сердечную благодарность за «35-летнее архипастырское окормление Беларуси, которое отмечено выдающимися церковными достижениями, такими как открытие 10 епархий, многократное увеличение числа приходов, открытие новых монастырей, духовных школ, установление доброжелательного и конструктивного диалога с государственной властью и общественным организациями, поддержание достойного уровня межконфессиональных отношений, участие во внешней деятельности Московского Патриархата».

За 35-летний период пребывания митрополита Филарета во главе Белорусского Экзархата были возрождены исторические и учреждены новые православные епархии. Открыты 24 женских и 10 мужских монастырей. В несколько раз увеличилось число православных приходов, построены сотни новых и восстановлены многие разрушенные храмы и церковные здания.

Владыка возглавил архиерейские хиротонии девяти пастырей для белорусских кафедр и рукоположил в священный сан сотни верных чад Церкви Христовой.  

Белорусской Православной Церковью были прославлены многие местночтимые святые. Установлены празднования Собора Белорусских святых (а позже в состав его включены имена 14  угодников Божиих, подвизавшихся на белорусской земле) и Собора новомучеников и исповедников земли Белорусской.

Духовному подъему способствовало возрождение Минской духовной семинарии и открытие Минской духовной академии. Появились духовные училища в Минске, Слониме и Орше, Школа звонарей при Минском епархиальном управлении и Школа катехизаторов Минской епархии. Была открыта семинария в  Витебске и учрежден теологический факультет, преобразованный со временем в Институт теологии Белорусского государственного университета. В 2015 году построен Духовно-образовательный центр Белорусской Православной Церкви, куда переехала духовная академия.

На новый уровень вышла издательская и просветительская деятельность: было организовано Издательство Белорусского Экзархата,  возрождены и основаны церковные газеты, журналы и альманахи; учрежден ряд церковно-общественных объединений, таких как, к примеру, Международное общественное объединение «Христианский образовательный центр имени святых Мефодия и Кирилла». Была заложена традиция проведения ежегодных форумов и конференций с участием богословов, творческой и научной интеллигенции, религиозных деятелей Беларуси, России, Украины, ближнего и дальнего зарубежья, а также представителей государственных органов. Митрополит Филарет неоднократно выступал на белорусских и зарубежных конференциях с докладами, высказывался в средствах массовой информации по актуальным и острым проблемам современности.

Ключевую роль сыграл митрополит Филарет в возрождении деятельности сестричеств милосердия в Беларуси, начавшемся в декабре 1988 года, когда под его председательством состоялось учредительное собрание Сестричества в честь святой праведной Софии Слуцкой при Минском кафедральном соборе. Вскоре стали образовываться и православные братства, одним из старейших явилось минское Братство виленских мучеников. 

Митрополит Филарет инициировал проведение церковно-научных изысканий по истории Православия в Беларуси и благословил труды по переводу Священного Писания на современный белорусский язык.

Знаковым событием новейшего этапа церковной жизни в Беларуси стало воссоздание Креста преподобной Евфросинии Полоцкой. Освященная в 1997 году святыня стала поистине символом духовного возрождения белорусских земель. За эти годы по благословению Экзарха воссоздана серебряная рака для мощей преподобной Евфросинии Полоцкой, увидело свет факсимильное издание рукописного Слуцкого Евангелия, памятника XVI века.

Митрополит Филарет принял активное личное участие в разработке проекта Закона Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях», в новой редакции Закона была зафиксирована формулировка об определяющей роли Православной Церкви в развитии духовных, государственных и культурных традиций белорусского народа».

Заключенное в 2003 году Соглашение о сотрудничестве между Республикой Беларусь и Белорусской Православной Церковью заложило основу церковно-государственных отношений в Беларуси и не имело аналогов на постсоветском пространстве; на его основе заключаются соглашения и подписываются программы сотрудничества последних десятилетий.

После ухода на покой митрополит Филарет принимал участие в значимых церковных торжествах, общественных и государственных мероприятиях и присутствовал на заседаниях Синода Белорусского Экзархата,  в том числе на состоявшемся впервые в Минске 15 октября 2018 года заседании Священного Синода Русской Православной Церкви.

Последние годы жизни совершал богослужения в домовом храме в честь Собора белорусских святых Минского епархиального управления. В последний раз митрополит Филарет молился за Литургией 14 декабря 2020 года в домовом храме Минского епархиального управления в честь Собора Белорусских святых в день своего тезоименитства. 

В декабре 2020 года в связи с ухудшившимся самочувствием был госпитализирован и 12 января 2021 года, на 86-м году жизни, скончался в больнице от последствий коронавирусной инфекции.

15 января 2021 года в Свято-Духовом кафедральном соборе был совершен чин отпевания митрополита Филарета, который возглавил митрополит Минский и Заславский Вениамин в сослужении митрополита Белоцерковского и Богуславского Августина и архиереев Белорусского Экзархата.

Погребен на малом братском кладбище за алтарем Крестовоздвиженского храма Успенского Жировичского монастыря.

Понравилась статья?
Поделиться публикацией: Поделиться в Facebook Добавить в Twitter Поделиться в Вконтакте Поделиться в Одноклассниках