Неделя 17-я по Пятидесятнице, по Воздвижении
Дата публикации: 01.10.2023

1 октября с. г., в Неделю 17-ю по Пятидесятнице, по Воздвижении, в храме иконы Божией Матери «Знамение» Курская-Коренная прихода мчч. Валентина и Пасикрата в г. Ульме была совершена Божественная литургия. В этот день Святая Церковь чествует икону Божией Матери «Целительница» (XVIII в.).

Всенощное бдение накануне, 30 сентября, как и воскресную Божественную литургию совершил игумен Максим (Шмидт) в сослужении иерея Валентина Усачёва, диаконов Сергия Гофсеца и Евгения Кика. Богослужебные песнопения исполнил клиросный хор под руководством регента Ларисы Шукман. За богослужениями в алтаре храма молился архиепископ Усть-Каменогорский и Семипалатинский Амфилохий (Казахстанская митрополия), находящийся в поездке в Германии.

В этот день положено Евангелие Недели по Воздвижении https://days.pravoslavie.ru/bible/z_mk_8_34_0_9_0_1.html#z.

По окончании богослужения настоятель зачитал Послание архиепископа Рузского Тихона, управляющего Берлинско-Германской епархией,  в связи с установлением празднования Собора святых, в земле Германской просиявших. После этого было совершено первое славление Германским святым.

Справка:

24 августа 2023 года Священный Синод Русской Православной Церкви, под председательством Святейшего Патриарха, рассмотрев наше ходатайство, принял решение установить празднование Собора святых, в земле Германской просиявших (журнал № 64), включив в Собор следующие имена:

  • священномученика Вонифатия (Бонифация), архиепископа Майнцского, просветителя Германии (754 г.);
  • священномученика Аурея, епископа Майнцского (436 г.);
  • мучеников Маврикия и иже с ним: Гереона, Кассия, Флорентия и иных воинов (ок. 300 г.);
  • мученицы Афры Аугсбургской (304 г.);
  • святителя Максимина, епископа Трирского (347 г.);
  • святителя Матерна, первого епископа Кельнского (IV в.);
  • святителя Корбиниана, первого епископа Фрайзингского (725/730 г.);
  • святителя Виллиброрда, архиепископа Утрехтского (739 г.);
  • святителя Буркарда, епископа Вюрцбургского (753 г.);
  • святителя Ансгария, архиепископа Гамбургского (865 г.);
  • преподобной Лиобы Бишофсхаймской (728 г.);
  • преподобной Вальпурги Айхштеттской (779 г.).

Днём празднования Собора святых, в земле Германской просиявших, установлено 20 сентября/3 октября, если этот день совпадает с воскресеньем, в ином случае — в ближайшее воскресенье к 20 сентября/3 октября.

Собор святых, в земле Германской просиявших

Тропарь, глас 4:

Иже в земли Германстей прославльшиися/ святителие, мученицы, преподобнии, праведнии и вси святии,/ кровьми, верою, подвиги благочестия, любовию,/ словом и житием Богу благоугодившии/ и венцы нетления и славы украсившиеся,/ молите Христа Бога даровати мир стране нашей// и душам нашим спастися.

Кондак, глас 4:

На земли благочестно пожившии,/ святии, в земли Германстей просиявшии,/ и ныне на небесах со ангелы радуетеся/ и Троицу Святую – Отца, и Сына, и святаго Духа во Едином Божестве прославляете./ Мы же, земнороднии, молитвенно ублажающе вас/ и святую память, совершающе, молим:/ принесите наша молитвы к небесному престолу Господа Вседержителя,/ да вашим ходатайством// дарует мир и спасение душам нашим.

Величание

Величаем вас/ святии вси в земли Германстей просиявшии/ и чтим святую память вашу,/ вы бо молите о нас// Христа Бога нашего.

Краткие жизнеописания святых в Германской земле просиявших

1. Святитель Ансгарий, архиепископ Гамбургский († 865)

Святитель Ансгарий происходил из Пикардии (северо-запад Франции). Он родился в 801 году и, рано осиротев, был воспитан в одном из крупнейших центров духовной жизни и учености — монастыре Корби. Там же он принял монашеский постриг. В 822 году будущий святитель основал обитель в Саксонии, получившую название Корвей. Задачей этого монастыря стало просвещение восточных немецких земель. Святой Ансгарий был направлен туда для проповеди и руководства миссией.

В 826 году король данов Харольд принял крещение и попросил императора Людовика Благочестивого отправить к нему миссионеров, дабы проповедовать христианство в датском королевстве. Святой Ансгарий и его ученик, монах Аутберт были избраны для благовестия в северных странах. Они с верой начали проповедническую деятельность, но она вскоре прервалась из-за свержения короля Харольда и тяжелой болезни помощника Аутберта. Последний, вернувшись в обитель Корвей, скончался. Святой Ансгарий вернулся во франкские земли к уединенной монашеской жизни.

В 829 году послы из шведских земель в свою очередь попросили у франкского правителя направить к ним миссионеров. Укрепленный духовным видением, Ансгарий сел на корабль вместе с иноком из Корби по имени Витмар и отплыл в Балтийское море. Миссионерам все же удалось достичь Бирки, важного политического и торгового города, и обратить в христианство его правителя Херигара, который к тому же был другом и советником шведского короля Бьерна. Государь позволил им основать первую в Скандинавии церковь.

Вернувшись во франкские земли через полтора года, в 831 году святой Ансгарий был рукоположен в архиепископа новой Скандинавской епархии с кафедрой в Гамбурге. Получив от римского епископа паллий и полномочия посланника во всех северных странах, святой стал проповедовать в землях данов и на севере Германии. В то же время его помощник, викарный епископ Гаутберт продолжал благовестие Евангелие среди шведов.

Следуя примеру святителя Мартина Турского, святитель Ансгарий продолжал свои монашеские подвиги, ничего не предпринимая без молитвы к Богу. В своих пламенных проповедях он внушал пастве и страх Божий, и утешение. Раздавая все свое состояние, он основывал странноприимные дома, кормил бедных, выкупал пленников у разбойников. Он построил собор в Гамбурге, а неподалеку основал монастырь по образцу Корби, в котором воспитывались будущие миссионеры.

В 845 году для северных миссий наступили тяжелые времена. Епископ Гаутберт был изгнан из Швеции восставшим народом, а святителю Ансгарию пришлось покинуть Гамбург, захваченный язычниками-викингами, и скитаться по стране без средств к существованию. Через два года он был назначен епископом епархий Гамбурга и Бремена, объединенных по решению Майнцского Собора. С 848 по 854 год он смог предпринять новую миссию в Данию и добился обращения датского короля Хорика Старшего. Затем святитель Ансгарий успешно продолжил нести свет Евангелия в Швеции, где король Олаф, по совету Хорика, разрешил проповедовать и строить храмы. Но сам шведский правитель не принял христианскую веру, и через несколько лет его народ вновь вернулся к язычеству. Вернувшись в Данию, святитель Ансгарий обратил нового короля Хорика Младшего несмотря на то, что король ознаменовал начало своего правления гонениями на христиан.

Святитель Ансгарий ценой непрерывных трудов, посеявший семена Евангелия в Скандинавии, отошел ко Господу в Бремене 3 февраля 865 года и сразу стал почитаться среди христиан как святой.

2. Священномученик Аурей, епископ Майнцский († 436)

Имя священномученика Аурея стоит на первом месте в старейшем списке епископов Майнца в Фульдских исторических хрониках, датируемых X веком. Таким образом, святой Аурей является первым известным по источникам епископом Майнца.

Древнейшее из церковных свидетельств относится ко времени епископа Майнца Рабана Мавра (847–856 годы). Епископ Рабан отмечал в своих трудах, что в г. Фульде на южной стороне монастырской церкви сохранился алтарь, освященный святым Ауреем. Кроме того, тот же епископ Рабан свидетельствует, что святой Аурей и его сестра Юстина приняли мученическую смерть прямо в церкви от рук язычников-гуннов в 436 году.

В городе Майнц-Цальбах на месте захоронения построена часовня святого Аурея. Она была одной из самых древних церковных сооружений, но со временем подверглась разрушению и не сохранилась до наших дней. В 1022 году были открыты мощи священномученика Аурея и его сестры Юстины, которые много столетий считаются покровителями города Майнц.

День кончины священномученика Аурея в епархии Майнца празднуется 16 июня.

3. Мученица Афра Аугсбургская († 304)

Во времена гонений Диоклетиана из Героны, что в Испании, в немецкий город Аугсбург бежали епископ Наркисс и диакон Феликс. Они нашли убежище в доме благочестивой христианки Афры. Епископ Наркисс обратил в христианство не только будущую святую, но и всех её родных. Затем епископ вернулся в Герону, а святая Афра, к изумлению соседей-язычников, вдруг перестала принимать участие в религиозных обрядах. Это вызвало подозрение, арест и допросы. На допросах святая Афра твёрдо исповедала христианскую веру и отказалась отречься от неё. 7 августа 304 года мученица Афра была заживо сожжена на одном из островов Леха. По другим свидетельствам, мученическую смерть святая Афра претерпела на древнем кладбище, следы которого были обнаружены под церковью святых Ульриха и Афры.

На следующий день после казни тело святой мученицы было найдено её служанками невредимым. Мать святой Афры и три ее благочестивые служанки: Дигна, Евмения и Евтропия — погребли тело мученицы в склепе за городом, где как раз и стоит сейчас фридбергская церковь святой Афры. Это погребение не прошло незамеченным: служанки по доносу были схвачены, и после отказа участвовать в языческих обрядах тоже приняли мученическую смерть. По приказу местного судьи Гая они были сожжены в том же склепе, где ранее ими была похоронена мученица Афра.

4. Святитель Буркард, епископ Вюрцбургский († 753)

Ученик и спутник святого Вонифатия. Происходил из англосаксонских народов. Около 732 года монах-бенедиктинец и священник в Уэссексе, святой Буркард присоединился к миссии святого Вонифатия в Германии. Несколько лет он прожил в Фрицларском монастыре, основанном святым Вонифатием в Гессене на реке Эдер.

В 741 году святой Вонифатий назначил Буркарда епископом на новообразованную кафедру в Вюрцбурге, на что было получено одобрение римского епископа Захарии в 743 году. В 743 году святой Буркард принял участие в первом соборе епископов Германских земель. Известны два путешествия святителя Буркарда в Рим: первое в 748 году с целью доставить папе Захарию решения франкского собора 747 года; второе в 750–751 году по поручению правителя Пипина Короткого для решения вопроса о его коронации и признании новой королевской династии.

Святитель Буркард основал в Вюрцбурге первый монастырь своей епархии, который был освящен в честь Спасителя в 742–743 году, куда были перенесены обретенные в 752 году мощи святого Килиана.

О последних годах жизни святителя ничего не известно. Согласно жизнеописанию, датируемому XII столетием, святой Буркард на склоне лет оставил епископское служение и удалился в монастырь. Мощи святителя были обретены в конце X века, 14 октября, и перенесены в монастырь Санкт-Андреас, позже названный в честь святителя Буркарда.

Во время Тридцатилетней войны (1618–1648 годы) мощи святителя Буркарда были утеряны.

5. Преподобная Вальпурга Айхштеттская († 779)

Святая Вальпурга родилась около 710 года в знатном семействе в английском королевстве. Рано осиротев, она воспитывалась в строгом монастыре Уимборн. По просьбе святого Вонифатия, апостола Германии, Вальпурга отправилась в Германию с другими инокинями, чтобы положить там начало женскому монашеству. Ее сопровождали братья Винибальд и Виллибальд.

В Германии святая Вальпурга стала настоятельницей женской обители в Хайденхайме, около города Айхштет, а после кончины своего брата Винибальда возглавила и мужскую обитель.

Ее безмолвная подвижническая жизнь служила примером для всех: монахов, монахинь и всего народа и явилась самой красноречивой проповедью, которую Бог часто подтверждал чудесами. Благодаря полученному прекрасному образованию, преподобная Вальпурга много потрудилась для духовного просвещения.

Она скончалась 25 февраля 779 года. В 870 году ее мощи были перенесены в Айхштет. Почитание святой очень скоро распространилось по всей Европе.

6. Святитель Виллиброрд, архиепископ Утрехтский († 739)

С раннего детства святой Виллибюрорд воспитывался в монастыре в Англии, в своем отечестве. Получив образование, святой был рукоположен во священника в возрасте тридцати трех лет. Он имел твердое намерение проповедовать Евангелие на севере среди языческих народов.

Будущий святитель сел на судно с двенадцатью спутниками и высадился на берегах Рейна, в стране фризов. Обращение этих убежденных язычников, возглавляемых жестокими вождями, представлялось невероятно трудным. Поэтому усердие миссионера не всегда и не везде увенчивалось успехом. Много раз святой Виллиброрд подвергался мученическим страданиям, борясь против языческих суеверий. Но Бог хранил его.

В 695 году святой Виллиброрд был поставлен во епископа Утрехтского и по благословению римского епископа с большим усердием продолжил миссионерскую деятельность среди фризов. Отправившись со своими проповедями на север, он преуспел в обращении значительных частей Зеландии и Голландии. На три года Бог дал ему верного помощника в лице соотечественника, святого Вонифатия, которого Виллиброрд хотел было сделать своим преемником, но тот уклонился от этого.

Явленные им чудеса немало способствовали его успехам. Однажды святитель и его изнуренные усталостью спутники вошли в дом одного жителя, который почел за честь их принять, но не имел и капли вина, чтобы им предложить. У миссионеров с собой было немного вина. Епископ благословил это вино, и сорок человек смогли утолить свою жажду.

Будучи совсем беден, святитель всегда подавал нуждающимся. Двенадцать нищих пришли однажды к нему с протянутой рукой. У него же был только маленький флакон вина. Он угостил их вином, и флакон оказался полным, как и прежде.

Святитель скончался по разным данным в 738 или 739 году. По преданию, могила святителя, оказавшаяся слишком маленькой, удлинилась, чтобы принять его честные останки. Тело его благоухало после кончины.

7. Священномученик Вонифатий, архиепископ Майнцский, просветитель Германии († 754)

Священномученик Вонифатий, при рождении названный Винфридом, родился около 672 года близ Эксетера, на западе Уэссекса — одного из восьми англосаксонских королевств. С детских лет он проявлял склонность к монашеству и в семь лет поступил в монастырь. Там он изучал Священное Писание и светские науки. По окончании учебы, он был назначен преподавателем грамматики и риторики. Являл собой образец монаха и готовил себя к проповедничеству, желая последовать примеру ирландских монахов, проповедавших Евангелие среди язычников.

По принятии священного сана в 716 году преподобный покинул Нерслингский монастырь и вместе с тремя спутниками присоединился к миссии святителя Утрехтского Виллиброрда во Фрисландии. Миссионеры встречали множество препятствий и трудностей на своем пути со стороны язычников, в результате чего вынуждены были возвратиться в свою обитель в Англии. Братия тепло приняли Винфрида и предложила ему стать преемником недавно скончавшегося настоятеля, но Винфрид уклонился от этого послушания и стал готовиться к новой миссии.

Перед тем как вновь отправиться с проповедью Евангелия, святой в 718 году совершил паломничество в Рим. Папа Григорий II принял его с почестями, благословил продолжить миссионерские труды, нарек Винфрида Вонифатием и вручил грамоту, наделявшую его полномочиями в деле просвещения языческих народов Германии.

По возвращении, на протяжении трех лет святой Вонифатий помогал святителю Виллиброрду возрождать христианство во Фрисландии. Когда святитель Виллиброрд захотел рукоположить святого Вонифатия во епископа и сделать своим преемником, Вонифатий смиренно ответил, что не может принять этого предложения, т.к. ему вверена миссия просвещать светом Евангелия языческие народы Германии.

Когда же о миссионерских успехах святого Вонифатия стало известно римскому епископу, он призвал его в Рим и в 723 году рукоположил во епископа, который был напрямую подчинён римской кафедре. По возвращении святой Вонифатий возобновил миссионерскую деятельность. Обращенных ко Христу становилось все больше.

Для того чтобы закрепить достигнутое, святой призвал из Англии монахов и монахинь и основал в Фульде монастырь. Каждый год святой епископ Вонифатий приезжал туда наставлять общину в иноческой жизни. К концу жизни святого обитель насчитывала уже четыреста иноков.

В 742 году святой Вонифатий принял участие в Великом Германском соборе, подтвердившем власть епископов, которые под руководством святого должны были следить за духовенством, соблюдением Священного Предания и бороться с языческими верованиями.

В 746 году святой Вонифатий был назначен епископом Майнца. Эльзас, Алеманния и область Трира остались организованными на иных принципах, с большей независимостью по отношению к Риму, а Саксония ожесточенно держалась за языческие традиции.

Святой Вонифатий горел желанием просветить светом Евангелия язычников-фризов. Поставив своим преемником в Майнце любимого ученика Лулла, он попрощался с всеми и, пророчески взяв с собой саван, отплыл по Рейну. Проведя зиму в Утрехтском монастыре, с началом весны он направился с проповедью в северные уголки страны. Миссионеры, радушно принятые населением, крестили некоторое число язычников.

5 июня 754 года, когда проповедники готовились приступить к миропомазанию, вооруженная толпа ворвалась в церковь и устремилась на них. Те, кто прислуживал святому, попытались сопротивляться, но святой Вонифатий, призвав не воздавать злом за зло, сказал: «Настал наконец столь долгожданный день. Время, назначенное для нашей кончины, приближается. Итак, укрепимся в Господе, примем Его волю. Воздав Ему хвалу, доверьтесь Ему. Он уже освободил ваши души!» Эти слова усилили ярость варваров. Один из них нанёс смертельный удар мечом святому во главу, которую он прикрыл церковной книгой. Святой предал душу свою в руки Божии. Из числа сподвижников священномученика Вонифатия в тот же день приняли мученическую кончину еще пятьдесят два человека.

Позднее христиане забрали их останки. Мощи священномученика Вонифатия были перенесены в Майнц, а оттуда, согласно завещанию святого, в Фульду. Этот город стал центром паломничества и символом единства Германской Церкви.

8. Святитель Корбиниан, первый епископ Фрайзингский († 725/730)

Согласно житию святого Корбиниана, рано почувствовав призвание к духовному служению, он вел отшельническую жизнь при церкви в родной Франции. Святой Корбиниан дважды совершал паломничество в Рим, где встречался с папой Григорием II.

Во время своего первого визита, стремясь к уединению, святой Корбиниан просил папу позволить ему вести монашескую жизнь в Риме. Однако римский епископ, провидев проповеднические способности и духовные дарования святого Корбиниана, поручил ему вести миссионерскую деятельность в Баварии. Около 718 года святой был рукоположен папой Григорием во пресвитера, а затем во епископа Фрайзингского.

9. Преподобная Лиоба Бишофсхаймская († 782)

Родилась в Вимборне в графстве Дорсетшир в Англии, в семье англосаксонского дворянина Динна и Эббы, также происходившей из знатного рода и состоявшей в родстве со святым Вонифатием, епископом Майнцским. В течение долгих лет Эбба была бесплодна, и со слезами молилась о даровании ей ребёнка, обещая посвятить его на служение Богу. Её молитва была услышана, и в весьма зрелом возрасте Эбба зачала ребенка.

Родившуюся девочку, памятуя о своём обете, Эбба воспитывала в строгом христианском благочестии. Крестили её с именем Трутгеба, но в быту называли ласково Лиобгитой. Начальное образование святая Лиоба получила в монастыре Минстер-ин-Танет. Позже ее отдали в женскую обитель в Вимборне на попечение бывшей там игуменией сестры короля Тетты.

Игумения Тетта также позаботилась, чтобы Лиоба получила хорошее образование. Однако она сама ограничила своё чтение книгами, которые укрепляли её дух в любви к Богу. Молодая девушка знала наизусть наставления Священного Писания, церковные каноны, творения святых отцов и уставы монашеской жизни. Возрастая духовно, святая Лиоба приняла монашество.

Высоко оценивая духовные дарования своей родственницы, будущий священномученик Вонифатий в 748 году призвал к себе Лиобу и других сестер-монахинь для миссионерской работы в Германии. Духовная ревность Лиобы привлекала к ней так много жаждущих иночества девушек и женщин, что постепенно насельницы руководимого ею монастыря разошлись по всей стране и образовали в ней ряд обителей, оказавших большое значения для распространения Христовой веры в Германии.

Открываемые святой Лиобой женские монастыри жили по строгому уставу, соединявшему труд и образование с молитвой. Игумению почитали правители, духовенство и простые люди. Незадолго до своей кончины святой Вонифатий поручил преподобную Лиобу и её сестричество попечению своего ученика епископа Лулла и братии руководимого им монастыря в Фульде. Священномученик Вонифатий завещал похоронить святую рядом с собой, дабы они, бывшие духовно близкими при жизни, могли вместе восстать из мертвых при всеобщем воскресении.

После смерти Вонифатия в 754 году Лиоба часто посещала Фульду. Будучи в преклонном возрасте, преподобная Лиоба оставила своё служение и уединилась в женском монастыре в Шорнсхайм, где усилила свои молитвенные подвиги.

Скончалась преподобная около 782 года в Шорнсхайме недалеко от Майнца и была погребена в Фульде, рядом с местом погребения святого Вонифатия. На её могиле были явлены многие чудеса. В IX столетии мощи преподобной Лиобы были перенесены в церковь на горе Святого Петра в Фульде.

10. Мученик Маврикий и иже с ним мученики Фиванского легиона: Гереон, Кассий, Флорентий и иные († около 300)

Коптский офицер по имени Маврикий и 6600 воинов Фиванского легиона умерли ради Христа от руки нечестивого императора Максимиана 285–305 по Р.Х.

Фиванский легион полностью состоял из христиан, призванных в римскую армию в Вернем Египте, но затем направленных на военную службу в Европу. Даже взяв в руки оружие, воины не забывали отдавать Богу Божие, а Кесарю кесарево. После того, как восстание галлов было подавлено, император Максимиан издал приказ о том, чтобы вся армия присоединилась к жертвоприношениям языческим божествам за успех. Приказ включал убиение захваченных галлов-христиан. Воины Фиванского легиона, будучи христианами, отказались исполнить императорский приказ. После их единодушного отказа император приказал убить в легионе каждого десятого. Когда солдаты снова не повиновались, император продолжал выносить смертные приговоры. Так все легионеры были усечены мечом. Отложив оружие, они отдали свои главы на усечение, мученически окончив свою жизнь.

11. Святитель Максимин, епископ Трирский († 347)

В списках предстоятелей Трирской кафедры святитель Максимин значится пятым епископом Треверов. Святой Максимин был одним из сторонников отцов Никейского Собора на Западе, осудивших арианскую ересь. Святой Максимин противостоял евсевианам, которые придерживались ереси лжеучителя Ария. Некоторые сведения о служении святого Максимина содержатся в сочинениях его сподвижника святителя Афанасия, епископа Александрийского. По его свидетельству, святой Максимин наряду с Осием Кордубским был одним из самых влиятельных деятелей никейских отцов на Западе и последовательно выступал за оправдание святителя Афанасия Александрийского и его сподвижников.

12. Святитель Матерн, первый епископ Кельнский († IV)

Святитель Матерн вел праведную жизнь, и по его молитвам Господь творил чудеса. Святитель Матерн присутствовал на церковных соборах в Риме в 313 году и в Арелате (ныне Арль, Франция) в 314 году; в перечне епископов г. Кёльна, составленном в IX в., его имя стоит первым. С древности святитель Матерн почитается жителями Кёльна и Трира как святой.

Понравилась статья?
Поделиться публикацией: Поделиться в Facebook Добавить в Twitter Поделиться в Вконтакте Поделиться в Одноклассниках