15 января с. г., в Неделю 31-ю по Пятидесятнице, предпразднство Богоявления, в Знаменском храме прихода г. Ульма состоялась Божественная литургия. В этот день Святая Церковь вспоминает преставление (1833 г.) и второе обретение (1991 г.) мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца.
Один из самых почитаемых святых не только в России, но во всем мире прп. Серафим Саровский, великий молитвенник и чудотворец, в 1833 г. с миром отошел ко Господу и был найден коленопреклоненным перед иконой Богоматери «Умиление», которой он молился всю свою жизнь. Сегодня к мощам святого, после революции претерпевшим гонения и издевательства, увезенным неизвестно куда, чудесным образом второй раз обретенным в 1991 г., по-прежнему нескончаемым потоком стекаются верующие люди, которые по молитвам преподобного получают помощь от Бога.
С особым чувством в этот день молились все присутствующие за праздничной Божественной литургией. Ее, по благословению архиепископа Тихона, управляющего Берлинско-Германской епархией, возглавил протоиерей Димитрий Денисенко (г. Вышгород, Украина) в сослужении настоятеля прихода игумена Максима (Шмидт), иерея Димитрия Максимовича (г. Штутгарт), иерея Валентина Усачёва и диаконов Сергия Гофсеца и Евгения Кика. Богослужебные песнопения исполнил приходской хор под руководством регента чтеца Николая Шилинцева.
Евангельские чтения дня: Недели пред Богоявлением https://days.pravoslavie.ru/bible/z_mk_1_1_8.html#z и преподобного https://days.pravoslavie.ru/bible/z_lk_6_17_23.html#z.
По окончании богослужения было совершено славление. Чтимая храмовая икона святого преподобного Серафима Саровского написана в иконописных мастерских г. Курска и принесена в дар нашему приходу курскими предпринимателями – Федоровым В.В. и Кананыхиным О.В. Частица святых мощей преподобного Серафима Саровского пожертвована по благословению архиепископа Нижегородского и Арзамасского Георгия и настоятельницы Серафимо-Дивеевского монастыря игумении Сергии (Конковой).
Затем клир и прихожане поздравили настоятеля с днем рождения. В ответном слове о. Максим сердечно поблагодарил всех за молитвы, поддержку и добрые пожелания.
Проповедь в Неделю Богоявлением.
Митрополит Сурожский Антоний
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
В одном из своих Посланий апостол Павел говорит, что все, содержащееся в Священном Писании, полезно и написано для нашего научения и просвещения (см. 2 Тим 3:16). И вот, сегодняшнее Евангелие в соединении с посланием Апостола к Тимофею дает нам образ того, как можно вчитываться в Священное Писание, как можно его осуществить и жить им. Образ великого Иоанна здесь переплетается с образом ученика павлова. И тот и другой услышали Божие слово не ухом, а сердцем, не слухом только, а всей способностью восприятия, и оба вышли на проповедь, и каждый из них это слово принес людям в его чистоте, не опороченным недостойной жизнью, а в сиянии красоты собственной жизни, в которой это слово было осуществлено; в чистоте еще и потому, что слово было передано так, как было получено – что и заповедует Павел своему ученику. При этой проповеди и в лице Крестителя (о котором мы сейчас вспоминаем, потому что грядет на нас день Крещения Господня), и в лице Тимофея, и в лице самого Павла осуществилось то же самое. Слово, которое они проповедовали, было так значительно, проповедь их была так велика, что сами они как бы исчезли в ее сиянии; слово заслонило говорящего; жизнь, которая была получаема через него, заставила жить и как бы забыть того, кто ее принес, пока не оказалось возможным с благодарным благоговением вернуться душой к нему.
Образ Иоанна велик тем, что слово, которое ему когда-то сказал Господь, он воспринял в душу, в жизнь; так воспринял, что стал только гласом, только голосом, через который это слово прозвучало и достигло до слуха всех. Павел тоже услышал слово и увидел видение, и весь ушел в это слово и в это видение. У него уже не осталось никакой жизни, кроме проповеди, кроме радости давать другим то, что он получил, благодаря чему сам ожил к вечной жизни; и к тому же он зовет Тимофея. «Я, – говорит он, – сейчас умираю, а ты живешь; иди и проповедуй слово, чтобы другие тоже жили…»
И всё, что случилось тогда, некогда, что повторялось в течение всей христианской истории, относится непосредственно и к нам. Мы тоже слышали это слово проповеди, слово Евангельское, слово апостольское, слово молитвенное; и мы все когда-то от этого слова дрогнули, ожили, затрепетали радостью, надеждой. И все мы призваны это слово провести в жизнь, через всю нашу жизнь: сначала самой жизнью, живя достойно того, что открылось в нашей душе, живя достойно той глубины нашей души, в которой может говорить Господь; затем пронести это слово так, чтобы его услышали другие люди и тоже возрадовались, тоже вострепетали.
Но на этом пути, как на пути Павла и Тимофея, как на пути великого Иоанна и всех, стоит нечто, пугающее многих. По мере того, как растет Христос по мере того, как слово делается жизнью, мы, говорящие это слово, должны отойти в сторону. Мы должны умаляться, должны стать прозрачными до такой степени, чтобы через нас лился Божественный свет – и никто не заметил бы нас, через кого этот свет проходит. Но, увы! мы слишком заметны. Мы собой заслоняем свет, мы его потемняем: ему придаем свои оттенки – бледные, серые, тусклые, – которых нет в этом лучезарном сиянии. Мы всегда заметны в этой проповеди слова и жизни; нам – каждому из нас – прежде всего надо учиться так жить, чтобы наша жизнь не отрицала правдивости Божиего слова, жить так, чтобы стать прозрачными, чтобы слово это ударяло человеческие души одной своей силой и сияло в человеческие жизни только своим сиянием. И тогда эти большие, дивные образы, которые мы находим в Новом и Ветхом Завете, станут для нас примером и станут для нас мерой, по которой мы можем жить.
Дай Бог, чтобы мы своей жизнью хоть для кого-нибудь – а сколько таких нуждающихся! – оказались предвозвестниками Христа, грядущего к ним встретить лично душу живую, жаждущую вечной жизни. Будем отходить, не будем заслонять собой идущего Христа.
Вот чему нас учит вся проповедь древности и великий образ Иоанна Крестителя, которого мы сейчас вспоминаем на грани приходящего праздника. Аминь.
1966 г.
Угодник Божий Серафим
Старец Божий, старец кроткий,
В лаптях, с палкою простой,
На руке иссохшей четки,
Взор, горящий добротой.
Сколько дивного смиренья
В страстотерпческих чертах,
Дивный дар богомоленья
Лег с улыбкой на устах.
Тяжким подвигом согбенный
Он идет, гонец небес,
Прозорливый, вдохновенный,
Полный благостных чудес.
Благодатной силой веет
На молящих от него,
Гордый разум цепенеет
Перед святостью его.
Сергей Бехтерев
1933 г.
В сообщении использованы материалы сайтов pravoslavie.ru, azbyka.ru