29 июня — годовщина со дня кончины митрофорного протоиерея Павла Патрина. Отец Павел более 30 лет прослужил в Вознесенском кафедральном соборе г. Новосибирска, где проходил послушания штатного клирика, ключаря, а затем и помощника настоятеля кафедрального собора.
Патрин Павел Гаврилович родился 27 января 1939 года в поселке Верх-Урга, район Трехречье, Китайская Народная Республика, в крестьянской семье.
Почти вся семья Патриных бежала из советской России в Северную Манчжурию, здесь они жили вместе с другими вынужденными русскими переселенцами. Гавриилу Патрину, отцу Павла, было тогда только два года. К этому времени он уже потерял родителей: его отца, забайкальского казака, в 1919 году зарубили красноармейцы – прямо на глазах его супруги, которая не выдержала такого горя и умерла через несколько дней. Воспитывали Гавриила бабушка и дядя. В 1938 году Гавриил женился на дочери местного кузнеца-умельца Марии, и через год у них родился первенец, которого нарекли Павлом, в честь преподобного Павла Фивейского. Люди они были православные, родители Павла пели в хоре, а сам мальчик с семи лет прислуживал в храме.
В мае 1955 года семья Патриных вернулась на Родину, поселились в деревне Боярка Колыванского района Новосибирской области.
На церковную службу Патрины выбирались в Александро-Невский храм в Колывани, где настоятелем был протоиерей Димитрий Вандзюк. Отец Димитрий благословил взрослых петь на клиросе, а Павла прислуживать в алтаре, читать шестопсалмие.
«Утешением для нас был Александро-Невский храм в Колывани. Но до храма тридцать пять километров. Если в Китае мы ходили в храм каждое воскресенье и все великие праздники, то здесь для нас стало проблемой, как добраться. Автобусы в те годы ходили только в более значимые пункты. Даже из Новосибирска в районный центр Колывань курсировал крытый грузовой автомобиль с сиденьями по бортам. Однажды мы поехали всей семьёй. Господь устроил, что мы все вместились в один грузовой автомобиль. Мама с маленькими Тоней и Зоей сели в кабину, а мы забрались в кузов. Водитель нас подвёз прямо к храму. Чуть позже подъехали Щекалёвы. Когда отец Димитрий увидел такое пополнение, он подумал: «Откуда все они?» После обедни мы подошли под благословение и вкратце сказали, откуда мы приехали. Батюшка пригласил нас к себе в дом. Он жил в сторожке в церковной ограде. Познакомил со своей матушкой Марией Емельяновной. Поставили в ограде панихидные столы, принесли скамьи, всех батюшка рассадил и угостил чем Бог послал» (Из книги «Времен связующая нить»).
В 1956 году Павел окончил 7 классов средней школы Вьюнского совхоза.
В июле 1956 года протоиерея Димитрия перевели в г. Осинники Кемеровской области, и он пригласил Павла к себе. По благословению родителей Павел переехал в Осинники и с 1 октября 1956 года стал трудиться пономарём в Осинниковском храме в честь святого пророка Божия Илии.
10 августа 1957 года был назначен штатным псаломщиком Ильинской церкви.
13 ноября 1957 года Павел Гаврилович женился на Людмиле Павловне Макаровой.
«О семье моей матушки, Макаровых, я очень мало знаю. Напуганные трудностями и испытаниями, они очень неохотно говорили о своей прошлой жизни. Родители Людмилы, Павел Митрофанович и Агриппина Сергеевна, родились и проживали в Красноярском крае. Кто-то из предков был из купцов. Жили зажиточно. В 1928–1929 годах, когда началась коллективизация, у них всё забрали. Начались преследования, терпели гонения и притеснения. Перед войной Павел Митрофанович трудился лесником, Агриппина Сергеевна – в столовой поваром. Началась Великая Отечественная война, и Павла Митрофановича призвали в ряды Советской армии. Вскоре он погиб. Тёща моя Агриппина Сергеевна – человек глубоко верующий. К вере в Бога она привела и свою дочь. Не зря, наверно, мою матушку Людмилу ещё в детстве называли «попадьёй» – это оказалось пророческим» (Из книги «Времён связующая нить»).
15 декабря 1957 года в Вознесенском кафедральном соборе г. Новосибирска митрополитом Новосибирским и Барнаульским Нестором (Анисимовым) был рукоположен в сан диакона и приписан к той же Ильинской церкви.
8 декабря 1958 года епископом Новосибирским и Барнаульским Донатом (Щёголевым) назначен к Вознесенской церкви г. Белово Кемеровской области, согласно поданному прошению.
7 декабря 1959 года отец Павел был переведён в Вознесенский кафедральный собор г. Новосибирска.
14 апреля 1960 года, в Великий Четверг, Преосвященным епископом Донатом рукоположен в сан иерея к Вознесенскому кафедральному собору.
Начало пастырского служения отца Павла пришлось на трудное время хрущёвских гонений на Церковь. В этот период Вознесенский собор был единственным действующим храмом в Новосибирске. В соборе служило пять священников. Все воскресные и праздничные дни, родительские субботы, дни чтимых святых служились две Божественные литургии. Храм всегда был переполнен. По праздникам и воскресным дням, особенно в пост, было тысячи причастников, сотни крещений, множество отпеваний, масса записок, тысячи просфор. Отец Павел вспоминал:
«В какой-то праздник служили раннюю Литургию и, только я один, причастил 930 человек. Рука онемела, пришлось возвратиться в алтарь, поставить Чашу на престол, размять руку и идти продолжать причащение».
Приглашали священников и во все районы области, большей частью исповедать и причастить. В Новосибирской области в это время оставалось только два прихода: в рабочем посёлке Болотное и в селе Новолуговое.
Иерей Павел за труды на пользу Святой Церкви 4 августа 1960 года был награждён набедренником, 7 января 1961 года – камилавкой.
В 1964 году отец Павел поступил в Московскую духовную семинарию на сектор заочного обучения.
12 сентября 1964 года архиепископом Новосибирским и Барнаульским Павлом (Голышевым) назначен ключарем Вознесенского кафедрального собора.
19 апреля 1965 года награждён наперсным крестом.
С 1 июня 1966 года освобождён от должности ключаря Вознесенского кафедрального собора.
1 октября 1967 года иерей Павел был почислен за штат по состоянию здоровья.
18 марта 1968 года назначен к Успенской церкви г. Бийска, согласно поданному прошению.
С 10 февраля 1969 года служил настоятелем Никольской церкви г. Болотное.
24 марта 1972 года епископом Новосибирским и Барнаульским Гедеоном (Докукиным) переведён в Вознесенский кафедральный собор Новосибирска.
29 апреля 1972 года назначен ключарем Вознесенского кафедрального собора.
22 мая 1972 года, ко дню Святой Пасхи, отец Павел был возведён в сан протоиерея.
В 1972 году окончил Московскую духовную семинарию.
К 70-м годам деревянный Вознесенский собор пришел в ветхость. Владыка Гедеон с первых дней своего пребывания в Новосибирске занялся переустройством кафедрального храма. Реконструкция совершалась в несколько этапов. К лету 1988 года был построен новый кирпичный Вознесенский собор. Руководил работами помощник настоятеля собора протоиерей Димитрий Будько. Протоиерей Павел все эти годы, исполняя послушание ключаря собора, принимал активное участие в строительстве.
За усердное служение Церкви Божией 20 апреля 1976 года был награждён палицей. Ко дню Святой Пасхи 1977 года — орденом святого равноапостольного князя Владимира III степени. 1 апреля 1980 года — крестом с украшениями. 10 апреля 1985 года – орденом преподобного Сергия Радонежского III степени.
30 апреля 1986 года, ко дню Святой Пасхи, награждён правом ношения митры. В 1989 году – Патриаршей грамотой.
22 января 1990 года митрополитом Новосибирским и Барнаульским Гедеоном протоиерей Павел был назначен настоятелем Никольской церкви р.п. Маслянино, согласно поданному прошению о переводе на более легкий приход по состоянию здоровья.
С 15 июля 1991 года епископом Новосибирским и Барнаульским Тихоном (Емельяновым) протоиерей Павел освобождён от должности настоятеля Никольской церкви и назначен помощником настоятеля Вознесенского кафедрального собора.
18 июля 1991 года назначен благочинным Южного округа Новосибирского благочиния. С 14 декабря 1994 года, в связи с образованием новых благочиннических округов, – благочинным Новосибирского округа.
27 мая 1997 года награждён орденом святого благоверного князя Даниила Московского III степени.
2 апреля 1999 года, за усердное служение Церкви Божией, протоиерей Павел был удостоен правом служения Божественной литургии с отверстыми вратами до Херувимской песни.
6 марта 2001 года назначен членом Епархиального Совета Новосибирской епархии.
25 апреля 2002 года протоиерей Павел был почислен за штат по состоянию здоровья, согласно поданному прошению. Однако священнического служения отец Павел не оставил, по мере состояния здоровья, участвовал во всех воскресных и праздничных богослужениях, сослужил архиереям и соборному духовенству.
В семье Патриных родилось два сына, оба стали священниками. Митрофорный протоиерей Георгий — много лет несёт послушание секретаря Новосибирского епархиального управления. Протоиерей Александр — настоятель храма в честь Казанской иконы Божией Матери, в Первомайском районе. Находясь за штатом, протоиерей Павел часто служил в храме, где настоятельствует его младший сын. 14 сентября 2015 года он был назначен внештатным священником прихода в честь иконы Пресвятой Богородицы Казанская.
27 января 2019 года митрополитом Новосибирским и Бердским Никодимом в честь 80-летия со дня рождения протоиерей Павел был награждён медалью «За служение Новосибирской епархии» I степени.
Выйдя за штат, родившийся в далёкой Маньчжурии, рукоположенный в священный сан в Советском Союзе, послуживший с восемью правящими архиереями, побывавший практически на всех приходах тогдашней обширной Новосибирской епархии, знавший многих сибирских священников, отец Павел решил написать свои воспоминания. В 2006 году увидела свет его книга «Времен связующая нить».
В 2017 году протоиерей Павел подготовил и выпустил фотоальбом «Под покровом сибирских архипастырей», который стал своеобразным итогом шестидесятилетнего пастырского служения, совершавшегося под святительским покровом новосибирских архиереев.
Скончался митрофорный протоиерей Павел Патрин 29 июня 2021 года, на 83-м году жизни. Погребен за алтарем храма в честь Казанской иконы Божией Матери.
«ВЕРА, СВЯЗАВШАЯ ВРЕМЕНА»
Книга протоиерея Павла Патрина «Вера, связавшая времена», по мнению всех, кто успел её прочитать, является уникальной. Написанная живым доходчивым языком, она охватывает период в три столетия, начиная от начала строительства Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД) в конце XIX столетия и заканчивая нашим временем. Экскурс в историю вполне гармонично вписался в книгу воспоминаний, во многом объясняя, почему именно в Северном Китае, где в течение десятилетий формировалась своеобразная русскоязычная инфраструктура, российские эмигранты смогли быстро адаптироваться в столь трагичной ситуации.
Потерявшие буквально всё, русские люди практически на голом месте в короткий срок организовали некое подобие России. Открывались русские предприятия, магазины, банки, медицинские и учебные учреждения, повсеместно строились православные храмы. Крестьяне и казаки осваивали целинные земли, проявляя удивительную способность русского человека выживать в самых экстремальных условиях, за несколько лет превратив безжизненные земли Северного Китая в плодородные пашни и пастбища. Родившийся в 1939 году в селе, автор книги уделяет немало места описанию деревенской жизни русских людей, оказавшихся на чужбине.
При чтении описания уклада русских деревень Северного Китая первой половины двадцатого столетия создаётся впечатление, что речь идёт о патриархальной дореволюционной России, настолько сохранили эмигранты обычаи, а главное, дух крепкого русского хозяйственного мужика. Посты и праздники, смотрины и свадьбы, охота и рыбалка, напряжённый и в то же время радостный сельский труд – все эти яркие воспоминания детства мастерски изложены в духе лучших российских бытописателей. Но эта идиллия для «русских китайцев» закончилась с началом второй мировой войны и оккупацией Северного Китая японскими войсками. После победы Красной армии над японцами российские эмигранты попали уже под советский прессинг, закончившийся в начале пятидесятых массовым исходом русских из Китая. Памятуя об увезённых советскими чекистами в неизвестность деревенских мужиках, многие односельчане предпочли эмигрировать в капиталистические страны, в частности, в Австралию, отец же семейства Патриных Гавриил Патрин решил вернуться на родину. Так шестнадцатилетний Павел оказался в Новосибирской области и очень скоро посвятил себя служению Богу, став дьяконом, а потом и священником.
Следующая и основная часть книги посвящена жизни Новосибирской епархии за пятидесятилетний период. Нужно отметить, что пятьдесят лет тому назад Новосибирская епархия охватывала Новосибирскую, Кемеровскую и Томскую области, Алтайский и Красноярский края, в том числе Туву и Хакасию. Будучи ключарём (ответственным за организацию богослужения) Вознесенского кафедрального собора, отец Павел побывал во всех уголках тогдашней обширной епархии, сопровождая в поездках всех правящих архиереев. На страницах книги рассказано немало интересных и мало кому известных деталей из новосибирской церковной жизни.
Немало места уделено трудностям, с которыми сталкивалась Церковь в периоды недоброй памяти хрущёвских гонений. Старшее поколение помнит, как повсеместно закрывались православные храмы, как разрушалось то, что чудом сохранилось в годы сталинских репрессий. В Новосибирской епархии в шестидесятые годы сровняли с землёй Успенскую церковь в Берёзовой роще, разрушили величественный храм в Колывани. Государство открыто объявило войну Церкви, и война эта выявила не только исповедников веры, но и тех, кто смалодушничал. Есть в книге страницы, на которых автор пишет о тех, кто сломался, но нашёл в себе силы покаяться перед людьми и Богом, и о тех, кто, отойдя от Церкви, до сих пор над ней глумится.
Немалый интерес у читателя вызывает раздел книги «Люди и судьбы». За пятьдесят лет служения отец Павел познакомился со многими интересными людьми, судьбы некоторых из них изложив в книге. Любопытно, что в этой главе нашлось место и светскому человеку – новосибирскому уполномоченному по делам религии Александру Николаеву, коммунисту, поставленному партией следить за Церковью, а точнее – «держать и не пущать». Как удавалось Александру Сергеевичу пройти между «Сциллой и Харибдой», и написано в книге. Фамилии же тех, кто на самом деле «держал и не пущал», особенно во время реконструкции Вознесенского собора, отец Павел предпочёл не упоминать, ограничившись одной фразой: «Бог им судья».
Заканчивая краткий обзор книги протоиерея Павла Патрина «Времён связующая нить», хочется заметить, что книга эта уникальна. В ней изложена словами очевидца история жизни не просто замечательнейшего пастыря, но история Церкви.
По материалам рецензии газеты «Вечерний Новосибирск»
Из интервью игумена Максима (Шмидт) порталу pravoslavie.ru от 24 января 2018 г.
https://pravoslavie.ru/110100.html
Родом я из Новосибирска, поэтому для меня очень важным было общение со священнослужителями из моего родного города. Именно они, их авторитет и пример, во многом повлияли на мой будущий выбор. Например, протоиерей Павел Патрин, один из выдающихся священнослужителей Новосибирской епархии. В 2017-м году исполнилось 60 лет его служения в священном сане!
Выполняя послушания ключаря Вознесенского кафедрального собора, отец Павел побывал во всех уголках обширной Новосибирской епархии, которая охватывала тогда Новосибирскую, Кемеровскую, Томскую области, Алтайский и Красноярские края, Туву, Хакассию. Его неслучайно называли «ключарь всея Сибири». Свое служение он совершал при большинстве сибирских архиереев. Вместе с матушкой воспитал двух достойных сыновей, которые тоже стали священниками. И сейчас, уже будучи на покое, он ведет активную пастырскую деятельность, издает книги-воспоминания.
Из личных воспоминаний
Отец Павел поражал своей светлой простотой и какой-то неземной тихостью. Когда он начинал проповедовать, голос его был негромок, но достигал слуха каждого, стоящего в маленькой ульмской часовне. И вдруг устанавливалась такая тишина, что было слышно, как на окне, у клироса, бьются о стекло и жужжат залетевшие на запах восковых свечей пчёлы. Все словно замирали, внимая ему, а говорил он доходчиво и просто, но так, что сердце откликалось с радостью и трепетом на каждое его слово. А потом, после проповеди, стоя на амвоне с крестом, о. Павел для каждого прихожанина, подходящего приложиться, находил нужное слово, благословлял, иногда подшучивал. Его доброе расположение к людям, участие и милая улыбка вселяли радость, поддерживали и вдохновляли!
Нашей семье посчастливилось принимать о. Павла дома: после воскресной службы мы все вместе отправились отдохнуть и подкрепить свои силы. Конечно, я, как и любая хозяйка в таком случае, волновалась, удастся ли обед. Хотелось угостить батюшку чем-нибудь вкусным! Но был и ещё один, хоть и ничтожный, повод для переживаний. Во второй половине дня должна была состояться финальная игра чемпионата Европы по футболу, а я, в отличие от мужа, хоть и не постоянный, но азартный болельщик – люблю красивую игру. Конечно, как-то недостойно при таком маститом священнослужителе, да ещё и в воскресный день предаваться бушующим страстям стадиона. «Ну, и ладно!.. – подумала тогда я, — не буду интересоваться итогом, а посмотрю повтор игры в записи». На том и порешила.
Мы прекрасно провели время за обедом, много общались, шутили. А когда я пошла на кухню ставить чайник, о. Павел спросил, работает ли у нас телевизор. «А то сегодня футбол, – сказал он, потирая руки, – За кого будем болеть?..» Надо ли рассказывать, что я почувствовала в этот момент?..
Потом мы пили чай, смотрели футбол, и было так уютно, как бывает с самыми близкими и родными людьми! Такие встречи помнишь всю жизнь и благодаришь Бога за великую духовную радость!
Вечная память дорогому Батюшке!
О. П.