Воскресение Христово — это победа любви; оно нам говорит о том, что любовь, которая принимает смерть, тем самым делается бессмертной, делается сильнее смерти.
Митрополит Сурожский Антоний
В ночь Светлого Христова Воскресения, с 4 на 5 мая с. г., в храме иконы Божией Матери «Знамение» Курская-Коренная прихода мчч. Валентина и Пасикрата г. Ульма прошли пасхальные богослужения – Полунощница с каноном Великой Субботы, предваряемая чтением Деяний Апостолов, крестный ход, Пасхальная заутреня и Божественная литургия свт. Иоанна Златоуста.
Праздничные богослужения возглавил настоятель нашего прихода игумен Максим (Шмидт). Ему сослужили протоиерей Георгий Крочак, иерей Валентин Усачёв и диакон Сергий Гофсец. За богослужением пели приходской, клиросный и детские хоры, управляемые регентами чтецом Николаем Шилинцевым и Ларисой Шукман.
За Пасхальной заутреней о. Максим прочитал «Огласительное Слово на Святую Пасху» святителя Иоанна Златоуста, а праздничное Евангелие https://days.pravoslavie.ru/bible/z_in_1_1_17.html#z, в знак того, что Благая Весть проповедана всем народам земли, прозвучало на двенадцати языках.
По заамвонной молитве игумен Максим освятил артос, а по окончании праздничного богослужения огласил Пасхальное послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви. Затем прихожане поздравили настоятеля храма со Светлым Христовым Воскресением. Он же, в свою очередь, поздравляя прихожан, подарил каждому пасхальное яйцо.
Те, кто не успел утром освятить пасхальные яства – куличи, творожные пасхи, крашеные яйца – могли это сделать непосредственно до и после Пасхальных богослужений.
Утром в Пасхальный воскресный день Божественную литургию, по благословению настоятеля, совершил иерей Валентин Усачёв в сослужении диаконов Сергия Софсеца и Евгения Кика. По окончании богослужения было зачитано Пасхальное послание архиепископа Рузского Тихона, управляющего Берлинско-Германской епархией. Затем о. Валентин также освятил куличи, яйца и пасхи, которые принесли прихожане.
Вечером 5 мая с. г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Часовне св. Валентина была совершена Пасхальная Вечерня.
Пасхальная Вечерня посвящена воспоминанию чудесного явления воскресшего Господа своим ученикам. Священник в Царских вратах, обратившись лицом на запад, читает Евангелие от Иоанна https://days.pravoslavie.ru/bible/z_in_20_19_25.html#z о явлении Господа апостолам вечером в день Воскресения. Обращение лицом к народу служит напоминанием о первом явлении Господа апостолам, когда Он преподал им мир в знак того, что евангельская проповедь о Спасителе «изыде во всю землю», всем народам.
Праздничное богослужение совершил настоятель храма игумен Максим (Шмидт) в сослужении иерея Валентина Усачёва и диакона Сергия Гофсеца. За вечерней пел клиросный хор под руководством регента Елены Ланге-Веккер.
После богослужения отец Максим поздравил всех присутствующих в храме с праздником Светлого Христова Воскресения и призвал нести другим пасхальную радость. После чего также освятил пасхальные яства — куличи, творожные пасхи, крашеные яйца.
В праздничные дни проводилась пасхальная благотворительная ярмарка, которую подготовили и организовали преподаватели и учащиеся Воскресной приходской школы. Такие ярмарки проводятся не первый год, а все вырученные средства направляются на расходы по организации мероприятий для детей в приходе.
Праздничные дни всегда требуют и от клира, и от прихожан не только молитвенного сосредоточения, но и практических усилий: подготовка и организация богослужений, выпечка артосов и большого количества просфор, репетиции хоров, уборка и украшение храма и приходских помещений, приготовление праздничной трапезы и подарков, заботы о детях и обеспечении порядка, приготовления в церковной лавке. Всё это труды незаметные, но именно благодаря им так духовно и слаженно, тепло и радостно наш приход встретил Светлое Христово Воскресение!
Благослови всех, кто трудом и молитвой поддерживает приходскую жизнь, Воскресший Христос!
Проповедь на Воскресение Христово
святитель Иоанн (Максимович), архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский
«Аще и во гроб снисшел еси, Бессмертный, но адову разрушил еси силу».
Гроб и ад суть последствия греха. Грех произвел смерть, разделяющую душу от тела. Умирая, человек, до пришествия Христова, телом сходил в гроб, а душой в ад. «Сниду к сыну моему, сетуя во ад» (Быт. 37, 35), говорил даже праведный Иаков, услыхав весть о смерти сына своего Иосифа.
Но вот приходит Сама Жизнь – Христос безгрешный и восприемлет на Себя последствия греха – смерть.
«О чудесе! Како смерти вкуси всех Жизнь!». Соединиться несоединимое не может. Как не могут вместе пребывать свет и тьма, так не могут быть вместе смерть и жизнь.
Кто же победит? По видимости – побеждает смерть, ибо умирает на Кресте Жизнодавец. В действительности же временная победа смерти приносит ей самой вечную гибель.
«Днесь ад стеня вопиет, глаголя: уне (лучше) аще бых от Марии рождшагося не приял: державу мою разруши, врата медная сокруши, души, яже прежде содержах, воскреси!».
Бледнеет смерть, пораженная сиянием Жизни, чувствует, что наступает ей конец – ее жало, умерщвлявшее всех, вонзившись в безгрешного Спасителя мира, отрывается он нее, причиняя смерть самой смерти.
Своей смертью Христос открывает вечную жизнь. Умирающие о Христе уже не «сходят с печалью во ад», но возносятся в Небесное Царство, чтобы вечно жить со Христом.
Гроб Христов становится источником жизни, к которому стекаются со всех концов мира, чтобы у Него найти исцеления и крепость духа.
Гробы тех, души которых со Христом царствуют на небе, также становятся источниками врачеваний, от которых изливаются милости Божии.
Гроб, в древности бывший олицетворением ада, ныне говорит нам о вечной жизни.
Умертвим же мы все в себе наши грехи и похоти, дабы жить вечно со Христом и, не боясь смерти, устами и сердцем ныне взывать: «Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного живота вечнаго начало».
Христос Воскресе!
1937 г. Шанхай.