10 декабря с. г., в Неделю 27-ю по Пятидесятнице, день памяти иконы Божией Матери, именуемой «Знамение», в Знаменском храме г. Ульма состоялась воскресная праздничная Божественная литургия. В этот день ульмский приход отмечает свой престольный праздник.
Иконы Божией Матери, известные под именем «Знамение», появились на Руси в XI-XII веках, а называться так стали после чудесного знамения от Новгородской иконы, случившегося в 1170 году.
В этот год соединенные силы русских удельных князей, возглавляемые сыном Суздальского князя Андрея Боголюбского, подошли под стены Великого Новгорода. Новгородцам оставалось уповать лишь на Божию помощь. Дни и ночи молились они, умоляя Господа не оставлять их. На третью ночь услышал архиепископ Новгородский Илия дивный голос, повелевающий ему взять из Церкви Спаса Преображения на Ильиной улице образ Пресвятой Богородицы и вынести его на городскую стену. Когда икону переносили, враги пустили в крестный ход тучу стрел, и одна из них вонзилась в иконописный лик Богородицы. Из глаз Её истекли слезы, и икона повернулась ликом к городу. После такого Божественного знамения на врагов внезапно напал неизъяснимый ужас, они стали побивать друг друга, а ободренные Господом новгородцы бесстрашно устремились в бой и победили.
В воспоминание чудесного заступничества Царицы Небесной архиепископ Илия тогда же установил праздник в честь Знамения Божией Матери, который и доныне празднует вся Русская Церковь. Многочисленные списки с иконы «Знамения», к которым относится и Курская-Коренная, известны по всей России и память их совершается в один день. Курская икона – одна из замечательнейших и древнейших икон православной Руси. История этой иконы весьма поучительна и исполнена такого множества благодатных знамений и чудес, что вызывает невольное благоговение к дивной святыне.
Праздничную Божественную литургию совершил игумен Максим (Шмидт) в сослужении протоиерея Григория Крочака, иерея Димитрия Максимовича (Штутгарт), иерея Валентина Усачёва, диаконов Сергия Гофсеца и Евгения Кика. Богослужебные песнопения исполнил приходской хор под руководством регента чтеца Николая Шилинцева.
На литургии в этот день положено два Евангельских чтения: рядовое https://days.pravoslavie.ru/bible/z_lk_13_10_17.html#z и Богородицы https://days.pravoslavie.ru/bible/z_lk_10_38_42_11_27_28.html#z.
Во время богослужения была провозглашена заупокойная ектенья о упокоении души основателя прихода – архимандрита Митрофана (Хаузер), а также всех отошедших ко Господу прихожан и их родственников. После отпуста посреди храма было совершено славление храмового образа Пресвятой Богородицы и провозглашено многолетие всем труждающимся, певчим, благоустраителям, жертвователям храма.
Проповедь, посвященную заступничеству Божией Матери, по благословению настоятеля, произнес иерей Димитрий Максимович. Игумен Максим поздравил всех с престольным праздником, поблагодарил прихожан за труды, молитвы и помощь по устроению общинной жизни. Также, от имени клира и мирян, настоятель приветствовал иерея Димитрия и поздравил его с годовщиной пресвитерской хиротонии, которую совершил над ним семь лет назад в Знаменском храме г. Ульма приснопамятный архиепископ Феофан (Галинский).
По окончании богослужения в приходской трапезной состоялось праздничный прием. Дети Воскресной школы, певчие малого и детского хоров приготовили для всех присутствующих праздничное музыкальное поздравление.
Слово в день празднования иконы Пресвятой Богородицы «Знамение».
Патриарх Пимен (Извеков)
Святая Церковь установила так называемое «изрядное», то есть особое, сугубое моление Пречистой Матери Господа нашего Иисуса Христа. За каждой Божественной литургией после Евхаристического канона священник возглашает: «Изрядно о Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней, Славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии». Этим возгласом Церковь призывает всех верующих к прославлению Божией Матери. А хор в это время поет хвалебную песнь: «Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим…»
Прославление Божией Матери началось еще в ветхозаветные времена, когда после Архангельского благовестия Пресвятая Дева пришла в селение Горнее к праведной Елисавете. Благочестивая Елисавета, исполнившись Духа Святаго, воскликнула: «Благословенна Ты в женах, и Благословен Плод чрева Твоего! И откуду мне сие, да приидет Мати Господа моего ко мне?» (Лк. 1, 42-43). Так праведная Елисавета провидела в своей родственнице, посетившей ее, Матерь Господню и приветствовала Ее.
Есть еще одно приветствие, обращенное к Пречистой Деве, которое вы хорошо знаете – оно читается в Евангелии во все Богородичные праздники. Простая женщина, имя ее неизвестно — в Евангелии так и записано: «некая жена» – воскликнула: «Блаженно чрево, Тебя родившее, и сосцы, Тебя питавшие» (Лк. 11, 27). Такими словами она выразила свою благодарность Спасителю и Господу, услажденная Его Божественной проповедью, но в них заключается прославление Матери Божией.
С тех пор во все времена христиане ублажают и прославляют Богоматерь, как предсказала Сама Пресвятая Дева при встрече с праведной Елисаветой: «Отныне ублажат Мя вси роди» (Лк. 1, 48). И каждый из нас, каждый верующий человек, всегда особый свой вздох, особое свое молитвенное призывание воссылает и должен воссылать Пресвятой Деве Марии – Небесной Матери всего человечества.
Мы, христиане, все счастливы. Счастливы потому, что обыкновенный человек имеет только земную мать, а христианин – ещё и Небесную Матерь, Заступницу, Предстательницу и Молитвенницу за каждого из нас во всех тяжких обстоятельствах.
Я хочу привести вам на память еще одно церковное песнопение: «Не умолчим никогда, Богородице, силы Твоя глаголати, недостойнии». Здесь от лица всех верующих Святая Церковь говорит, что мы не можем не говорить о той силе и той помощи, которые мы получаем от Пресвятой Девы. Ведь нет ни одного человека-христианина, который по молитвам Богоматери не получил бы большую или очень маленькую – смотря по обстоятельствам – помощь. Сила Богоматери касается сердца каждого человека, и поэтому он неумолкаемо славит Пресвятую Богородицу. «Не умолчимя», – значит, будем всегда Тебя прославлять. Но здесь есть еще одно очень важное для нас слово: «силы Твоя глаголати, недостойнии». Прославлять величие Матери Божией нужно с сознанием своего недостоинства, говоря: «Я – грешный человек, недостойный помощи Царицы Небесной и Её молитв, но я Её благодатную силу получал, и этой силой мое спасение устрояется, хоть я и недостойный, потому я и славлю Матерь Божию всею душою моею, и всею мыслию моею, и всем разумением моим».
Богоматерь предстательствует пред Сыном Своим и Богом за все человечество, за всех людей, какими бы они ни были – благочестивыми или грешными, кающимися, желающими спасения или, может быть, даже не видящими своих грехов, – Богоматерь всегда неотступно ходатайствует о человеческом роде.
Всем вам известен пример обращения и спасения великой грешницы Марии Египетской, которая предстательством Богоматери стала великой праведницей. Это свидетельствует о том, что и о тягчайшем грешнике Богородица не прекращает Своих молитв пред Сыном Своим и Богом, хочет исправить человека, направить его на путь добродетели, на путь духовного совершенства.
В этом же песнопении далее говорится: «Аще бо Ты не бы предстояла молящи, кто бы нас избавил от толиких бед?» Действительно, бед и трудностей у нас очень много, и если бы не ходатайство Милосердной Заступницы, кто бы нас спас от них, «кто же бы сохранил до ныне свободны?»
Вот потому в каждый – и особенно в праздничный Богородичный – день Святая Церковь призывает нас к изрядному молению ко Пресвятой Деве Марии, и наши верующие сердца тоже зовут нас к этому. И я надеюсь, что каждый пришедший в этот святой храм на этот праздник является теплым молитвенником к Пресвятой Деве Марии и всегда Ее прославляет, а в дни Её праздников – особенно, то есть изрядно: «Не отступим, Владычице, от Тебе: Твоя бо рабы спасавши присно от всяких лютых». Аминь.
1978 г.
В сообщении использованы материалы сайтов pravoslavie.ru, azbyka.ru