Престольный праздник Часовни свв. мчч. Валентина и Пасикрата
Дата публикации: 07.05.2024

7 мая с. г., во вторник Светлой Седмицы, ульмская община торжественно отметила свой престольный праздник – день памяти свв. мчч. Валентина и Пасикрата.

Праздничную Божественную литургию в исторической Часовне св. Валентина служили соборно все клирики прихода.

В богослужении использовались тексты и песнопения службы свв. мчч. Валентину и Пасикрату, составленной прихожанкой и одной из основательниц ульмской общины Татьяной Волохонской и утвержденной первым настоятелем, ныне покойным архимандритом Митрофаном (Хаузером).

За литургией в этот день читается Евангелие от Иоанна, рядовое, https://days.pravoslavie.ru/bible/z_lk_24_12_35.html#z, а также мученикам, Евангелие от Луки, зачало 106: «Рече́ Госпо́дь Свои́м ученико́м: внемли́те от челове́к, возложа́т на вы ру́ки своя́ и иждену́т, предаю́ще на со́нмища и темни́цы, ведо́мы к царе́м и влады́кам, и́мене Моего́ ра́ди, прилучи́тся же вам во свиде́тельство. Положи́те у́бо на сердца́х ва́ших, не пре́жде поуча́тися отвещава́ти. Аз бо дам вам уста́ и прему́дрость, е́йже не возмо́гут проти́витися или́ отвеща́ти вси противля́ющиися вам. Пре́дани же бу́дете и роди́тели и бра́тиею и ро́дом и дру́ги, и умертвя́т от вас. И бу́дете ненави́дими от всех и́мене Моего́ ра́ди. И влас главы́ ва́шея не поги́бнет. В терпе́нии ва́шем стяжи́те ду́шы ва́ша».

Свою проповедь о. Максим посвятил духовному подвигу святых покровителей нашей общины.

Затем, поздравляя прихожан с престольным праздником, настоятель высказал всем самую сердечную благодарность за труды на благо прихода. Теплые слова поздравления прозвучали для о. Валентина и его маленького сына Пасикрата в связи с днем их тезоименитства.  

В ответном слове иерей Валентин от имени клира и прихожан приветствовал настоятеля и поздравил его с престольным праздником.

ЖИТИЕ СВЯТЫХ МУЧЕНИКОВ ВАЛЕНТИНА И ПАСИКРАТА

24 апреля/7 мая Православная Церковь чтит память свв. мчч. Валентина и Пасикрата. За свои подвиги во имя Господа нашего Иисуса Христа святые угодники Божии получили особую благодать от Бога, и Он удостоил их быть ходатаями пред Ним в избавлении от скорбей и недугов. Покровители нашего Храма и предстатели наши пред Господом, свв. мчч. Валентин и Пасикрат незримо участвуют в нашей беседе с Богом, слышат наши молитвы и многократно усиливают их. Подвиг их во имя Господа прекрасен, пусть будет он для нас примером!

Мученики Христовы Пасикрат и Валентин происходили из Доростола, Мизийского города и, будучи воинами, состояли на службе при игемоне той страны Авсолане. В стране той было много идолопоклонников, приносивших жертвы бесам, ибо правители страны угрозою мучений принуждали людей к идолослужению. Христиане той страны, боясь мучений, бежали и скрывались. Эти же святые мужи открыто и смело заявили себя христианами и, прославляя единого истинного Бога, проклинали бездушных идолов. За это они были схвачены идолопоклонниками и приведены в судилище, где их принуждали возжечь курение перед идолами. Здесь стоял идол Аполлона. Святой Пасикрат, подойдя к идолу, плюнул ему в лицо и сказал: «Такова честь подобает сему богу!»

Тотчас Пасикрата связали тяжелыми цепями и бросили в темницу. Воин же Христов, этими веригами, как бы золотым царским убранством украшенный, радовался, что сподобился носить эти цепи за Христа. С ним вместе был заключен в темницу и Валентин. Вскоре их опять потребовали на суд к игемону. Когда они явились в судилище, то туда пришел также и брат Пасикрата – Папиан. Он был христианин, но из боязни мучений принес жертву идолам. Папиан начал со слезами умолять брата, чтобы он, по примеру его самого, принес воскурение истукану, дабы, сделавшись на время как бы идолопоклонником, избавиться от лютых мучений, но Пасикрат отверг просьбу брата и назвал его недостойным считаться в его роде за то, что он отступил от веры Христовой. Сам же, подойдя к жертвеннику и положив на огонь свою руку, сказал игемону: «Тело смертно и, как ты сам видишь, сгорает на огне, душа же, будучи бессмертна, презирает все эти видимые муки».

Святой Валентин, допрошенный тут же игемоном, изрек то же самое и явил свою полную готовность претерпеть все муки за Христа. Их обоих присудили к усекновению мечом. Когда слуги мучителя вели их за город на смерть, то вслед за ними шла мать Пасикрата, которая увещевала его безбоязненно идти на смерть, опасаясь за него, чтобы он не устрашился, ибо был очень юн. Святым мученикам усекли главы. Святому Пасикрату было двадцать два года, а Валентину – тридцать лет. Мать же с радостию и веселием приняла их тела, с честию погребла их, славя Христа Бога.

Тропарь, глас 4-й

Мученицы Твои, Господи, Валентине и Пасикрате во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего, имуще бо крепость Твою, мучителей низложиша, сокрушиша и демонов немощныя дерзости, Тех молитвами спаси души наша.

Кондак, глас 2-й

Светильницы светлии явльшеся, Божественнии мученицы Валентине и Пасикрате, тварь всю светлостию чудес озаряете, недуги разрешающе, и глубокую тьму всегда отгоняюще, Христу Богу молящеся непрестанно о всех нас.

Силистра

Силистра, Силистрия — город на Дунае в Болгарии на границе с Румынией. Он был основан римлянами в 29 году на месте кельтского поселения и именовался Дуростор (Durostorum). В то время город был укрепленным пунктом Римской империи в провинции Нижняя Мезия, здесь квартировал XI легион. Дуростор приобрёл статус города во времена Марка Аврелия. По разделе империи на Восточную и Западную город отошел к первой.

В III — начале IV веков здесь приняли смерть за Христа воины Валентин и Пасикрат, в честь которых освящена наша Часовня, а также воины Дасий, Иулий, Дада, Максим и Квинтилиан. В 388 году в городе была основана епископская кафедра, и он стал центром христианской жизни региона.

В 586 году город был захвачен аварами, затем возвращен Восточной Римской империей, в конце VII века вошел в Первое Болгарское царство. В те времена значение местной архиерейской кафедры было столь велико, что, согласно одной гипотезе, ставший в 927 году первым Болгарским патриархом Дамиан был до этого здешним митрополитом, что на время сделало Дуросторскую кафедру патриаршей.

В 969 году город был захвачен Киевским князем Святославом, но через два года был возвращен Византии после битвы при Доростоле. Болгарское правление было восстановлено в 976 году царём Самуилом, но в 1001 году город возвратился в состав Византии. В эту эпоху византийцы называли город Доростол или Дрисива (Dorostolon, Drisiva), болгары Дерстер или Драстар, а в русских летописях он упоминается как Дерестер, Дерьстр или Дельстр.

В 1186 году город стал частью Второго Болгарского царства. С 1396 года находился под османским правлением, когда и получил имя Силистрия или Силистра. В 1595 году город был выжжен турками. В XVIII-XIX веках город стал ареной борьбы войск Российской и Османской империй, ввиду стратегического положения у переходного пункта через Дунай, напротив города Калараш.

Так, в июне 1773 года Румянцев овладел одним из передовых редутов Силистрии, но известие о приближении к крепости турецкой армии заставило его отступить. Русские войска осаждали город в 1809 и в 1810 годах, во второй раз добившись его сдачи. То же повторилось во время осад 1828 и 1829 годов. Последняя русская осада Силистрии в 1854 году была снята, а в войну 1877-1878 годов военных действий здесь не происходило.

По заключении мира в 1878 году Силистрия стала частью вновь возрожденного Болгарского государства. Население, насчитывавшее в 1893 году 11710 человек, состояло наполовину из турок; в состав другой половины входили болгары, румыны, греки, армяне и евреи. Столетия османского владычества насадили в городе мусульманство и в конце XIX века, после присоединения города ко вновь возрожденной Болгарии, в городе значилось 12 мечетей и несколько церквей.

В 1913 году Силистра была присоединена к Румынии. Болгария вернула город, вначале на краткий срок в 1918-1919 годах и снова в 1940 году. В годы второй мировой войны Силистра была важным стратегическим городом, частью военного четырехугольника Варна-Силистра-Разград-Шумен. После 1945 г. город теряет свое стратегическое значение и остается в стороне от бурной индустриализации.

В непосредственной близости от города расположен парк-крепость. Там находится и богатый археологический музей. В разных уголках города были обнаружены части античной римской крепости и пограничных сооружений. В юго-восточной части города в 1942 г. была обнаружена римская гробница IV-го века с интересными росписями.

В Римском некрополе похоронен император Проб со своими конями и колесницей, от которой сохранилось много ценных аппликаций из электрона (сплав золота и платины). Также к достопримечательностям Силистры относится находящийся вблизи города природный заповедник Сребырна, который входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Ныне Силистра остаётся кафедральным городом Доростольской митрополии. Своей красотой и историей славится Кафедральный собор во имя апостолов Петра и Павла. А ещё половина всех абрикосовых садов Болгарии находится в Силистре!

Понравилась статья?
Поделиться публикацией: Поделиться в Facebook Добавить в Twitter Поделиться в Вконтакте Поделиться в Одноклассниках