Рождество Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
Дата публикации: 07.07.2023

Звезда звезд, Предтеча от неплодныя
утробы на земли раждается днесь, Иоанн
Боговожделенный, и Христову являет зарю,
восток свыше, в правое верных прехождение.

Стихира на хвалитех

Из рожденных женами не восставал
(пророк) больший Иоанна Крестителя.

 (Мф 11:11)

7 июля с. г., в праздник Рождества честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, в Часовне мчч. Валентина и Пасикрата в г. Ульме была совершена праздничная Божественная литургия.

Богослужение возглавил настоятель игумен Максим (Шмидт) в сослужении диакона Сергия Гофсеца. За литургией пел клиросный хор под руководством регента Ларисы Шукман.

Евангельское чтение праздника https://days.pravoslavie.ru/bible/z_lk_1_1_25_1_57_68_1_76_76_1_80_80.html#z.

По окончании богослужения настоятель обратился к присутствующим с проповедью и поздравил именинников.

События Рождества Иоанна Предтечи

Иоанн Предтеча сочетал в себе священническое и царское происхождение, так как его отец – Захария – был священником и происходил из рода Аарона, брата пророка Моисея. Именно из рода Ааронова, по слову Божию, должны были поставляться для служения в храме Иерусалимском священнослужители. Что касается праведной Елисаветы – матери святого Иоанна Предтечи, то она происходила из рода царя Давида. Жили они на юге от Иерусалима, около города Хеврон.

История рождения Иоанна Предтечи непосредственно связана с чудом Божиим и во многом схожа с историей рождения Пречистой Богородицы. Дело в том, что праведные Захария и Елисавета долго не имели детей, и казалось, что у них уже никогда их и не будет, ведь в бесчадии они достигли преклонных лет. Но, как повествует нам святой евангелист Лука (Лк. 1), однажды, когда Захария совершал в свой черед служение в храме, ему явился архангел Гавриил и возвестил о скором рождении сына и о том, что младенца подобает назвать Иоанном. Однако Захария смутился от такого видения и обетования. За это на него снизошла немота, и он не мог говорить до самого рождения ребенка.

Спустя положенное время Елисавета родила младенца, которому и нарекли имя Иоанн. Будущий пророк родился на шесть месяцев раньше Господа Иисуса Христа. Также стоит отметить, что по материнской линии (Елисавета – Мария) Иоанн Предтеча был родственником Господа. Во время наречения имени народ удивился тому, что именно так родители хотят назвать своего сына, ведь это нарушало традицию: в их роду не было людей с таким именем. В момент, когда народ дивился этому, у Захарии отверзлись уста, и он смог говорить. При этом он произнес пророчество о будущем служении своего сына, а также о приходе в мир Спасителя. Стоит заметить, что рождение ребенка для праведных Захарии и Елисаветы было важным еще и потому, что в то время у евреев было принято считать, что если Бог какой-либо семье не дает детей – это признак серьезных грехов, которые имеются у этих людей. Такие пары не просто подвергались насмешкам и укоризнам, но и в принципе не имели возможности быть полноправными членами общества.

Когда Иоанн был еще ребенком, царь Ирод, желая уничтожить уже родившегося Мессию, приказал убить всех младенцев в возрасте от рождения и до двух лет. Святое семейство — праведный Иосиф Обручник, Пречистая Матерь Божия и Богомладенец Христос — на это время покинули Израиль и скрылись в Египте. Бог уберег и младенца Иоанна: Елизавета убежала со своим сыном в пустыню. Захария, по преданию, остался в Иерусалиме: он должен был исполнять свое священническое служение в храме. Ирод послал к нему воинов — хотел выяснить, где прячется Елизавета с младенцем. Захария не выдал тайны, и его убили прямо в храме. Праведная Елизавета осталась жить в пустыне вместе с сыном. После ее смерти Иоанн продолжил подвизаться в пустыне, где и прошла вся его жизнь до момента выхода на проповедь. Из Евангелия (Мк. 1, 6) известно, что Иоанн вел в пустыне самый строгий образ жизни – носил грубую одежду из верблюжьей шкуры, препоясанной кожаным поясом, не пил вина, питался только диким медом и акридами (род саранчи и плоды рожкового дерева), постоянно пребывал в молитве.

Как и Сам Господь Иисус Христос, пророк Иоанн выходит на служение в тридцать лет — именно в таком возрасте в древнееврейском обществе человек мог выйти на общественное служение и начать что-либо говорить публично. До этих лет человек считался еще не готовым к серьезным речам и поступкам.

Иконографический тип Рождества Иоанна Предтечи основан на тексте 1-й главы Евангелия от Луки, где описывается это событие. По своему стилю икона похожа на изображение Рождества Господа Иисуса Христа. Центральными фигурами, которые изображаются на иконе, являются праведная Елисавета, лежащая на одре, и праведный Захария, который сидит рядом и пишет на дощечке имя «Иоанн». Есть на иконе и дополнительные сюжеты: укрытие праведной Елисаветы в пещере от гонений Ирода, убиение праведного Захарии за отказ сказать, где находится младенец Иоанн, и др. Самая первая из сохранившихся икон Рождества Иоанна Крестителя найдена на фресках Софийской церкви в Охриде, написана она в середине XI века.

Иоанн Креститель

Мой пояс груб. Акриды, мед пчелиный
Мне снедь. У Иорданских берегов
Я всех зову омыться от грехов,
Где голубые зыблются маслины.

Осанною оглашены долины,
Безмолвствуют свирели пастухов.
Елеем блещет терем Женихов,
И рдеет нард в амфоре Магдалины.

Я дикий скимн пустынных вод и скал.
Как ярый хмель, во чреве я взыграл,
Вняв Девы глас, несущей крины рая.

Се полн Сион светильников и роз.
В руках детей благоухают вайя…
Мой крест воздет: я жду Тебя, Христос!

Сергей Соловьев

Составлено по материаламжурнала «Фома», сайта pravoslavie.ru

Понравилась статья?
Поделиться публикацией: Поделиться в Facebook Добавить в Twitter Поделиться в Вконтакте Поделиться в Одноклассниках