Святыни наших приходских храмов
Дата публикации: 28.06.2023

В часовне мчч. Валентина и Пасикрата и Знаменском храме г. Ульма, милостию Божией, хранится много святынь. Помимо большого количества мощей святых угодников и старинных икон, в алтаре Знаменского храма, вне доступности для общего обозрения верующими, в деревянном окладе находится древний антиминс XVIII века.

Антими́нс (от греч. ἀντί – вместо и лат. mensa — стол — вместопрестолие) – освященный архиереем четырехугольный плат из шелковой или льняной материи с изображением положения Иисуса Христа во гроб, с зашитой частицей святых мощей, на котором совершается литургия. Наиболее распространенный размер — примерно 60 на 40 см. На антиминсе есть подпись епископа, который его освящал, а также указано, где, когда и для какого храма состоялось это освящение. Антиминс – неотъемлемая часть престола, без которой нельзя совершать литургию. Он разворачивается в определенный момент богослужения, по окончании которого свертывается особым образом и хранится в специальном плате – илитоне. Антиминс – важная святыня; его нельзя стирать, в случае его износа он заменяется новым. При чрезвычайных происшествиях (пожар, наводнение) священник старается спасти антиминс в первую очередь. Мирянам к нему прикасаться запрещается.

Антиминс середины XVIII века чудесным образом попал в Знаменский храм г. Ульма. Он освящен и подписан архиепископом Симоном (Тодорским). Именно об этом удивительном святителе мы хотим рассказать посетителям нашего приходского сайта.

Симон Тодорский родился 1-ого (по старому стилю) сентября 1700 г. в семье казака Переяславского полка в Малороссии – Федора. Симеон, таково было его мирское имя, с 17 лет обучался в Киевской Духовной академии, которую закончил в 1726 г. Затем он заканчивает Галльский университет под Магдебургом в 1735 г., где и завершает свое образование.

После трехлетнего пребывания в Венгрии и Турецкой Сербии в 1738 г. Симеон Тодорский приглашается в Киев, где митрополит Рафаил (Зборовский) назначает его преподавателем греческого, еврейского и немецкого языков в Киевскую академию. Он был первым систематическим преподавателем этих дисциплин. По оценке прот. Георгия Флоровского,  Симеон Тодорский был «большой знаток языков греческого и восточных, ученик знаменитого Михаэлиса».

Через два года Симеон принимает монашество с именем Симон, а спустя два года, в 1742 г., митрополит Рафаил рекомендует монаха Симона императрице Елизавете Петровне в качестве воспитателя будущего императора Петра III и его невесты Екатерины, будущей императрицы Екатерины II. Помимо обязанностей преподавателя Закона Божия и русского языка, Симон исполняет обязанности духовника царской семьи и придворного проповедника. По свидетельству некоторых очевидцев, проповеди Симона оказали сильное влияние на будущую императрицу, пробудив в ней интерес к русскому языку и православию. Екатерина II в своих мемуарах неоднократно с большим уважением пишет о своём наставнике в православии — «епископе Псковском».

В 1743 г. Симон был поставлен в архимандриты Ипатьевского монастыря в Костроме. В это же время стал членом Святейшего Синода. В 1745 г. рукоположен во епископа Костромского и Галицкого, однако исполнял эти должности заочно, находясь при императорском дворе. Через пять месяцев формально «переведён» на Псковскую и Нарвскую кафедру, оставаясь в г. Петербурге. Владыка Симон много потрудился по искоренению на Псковщине невежества и суеверий, обновлению и украшению псковских храмов. Увеличил расходы на содержание семинаристов в Псковской духовной семинарии. Этой же духовной школе подарил свою богатую библиотеку с книгами на редких языках. В настоящее время 55 изданий из его библиотеки, а также переписка (на латинском, греческом, арабском, древнееврейском и немецком языках) и несколько рукописных книг хранятся в Древлехранилище Псковского государственного музея-заповедника.

Епископ Симон участвовал в подготовке ныне принятого церковнославянского перевода Библии — Елизаветинской Библии. По случаю высокоторжественных событий он произносил публично проповеди, печатавшиеся по распоряжению императрицы Елизаветы (покровительницы придворной гомилетики) большими тиражами. Он считался одним из крупнейших мастеров красноречия своего времени.

В 1748 г. Владыка Симон был возведён в сан архиепископа.

Труды по Епархии и суровая монашеская жизнь подорвали здоровье Владыки, и 2 февраля (старый стиль) 1754 г., после продолжительной болезни, архиепископ Симон скончался. Надгробная надпись к крипте Псковского Свято-Троицкого собора гласит: «Сей муж… всем выше образ христианского жития словом и делом, кроток и по Апостолу преподобен, незлоблив, целомудрен, честен… любовию к премудрости горящее… всем милосердия отеческого к странным и убогим образ показав, его же яко уже блаженного успения удостоивший Господь Бог, да подает со святыми к небе упокоение, а на земли да сотворит ему вечную память».

И действительно, Господь сотворил архиепископу Симону (Тодорскому) вечную память. Множество исцелений при гробнице и чудесных явлений подтверждали из поколения в поколение веру в святость и чудодейственную силу владыки Симона.

В 1853 г. причт псковского Кафедрального собора представил архиепископу Рижскому Платону книгу с 16-тью записанными случаями чудесных исцелений. Псковские Епархиальные Ведомости за 1895-1899 гг. сообщают о нескольких случаях чудесных исцелений у гробницы архиепископа Симона. В 1901 г. Епархиальные Ведомости пишут: «1901 г. 19 февраля ко мне (священнику Троицкого собора Василию Чернозерскому) явился крестьянин Островского уезда, деревни Соприхино Дмитрий Федоров и, заявляя мне о полученном им по молитвам преосвященного Симона исцелении, просил записать следующее: «За неделю до Дмитриева дня прошлого года (19 октября 1900 г.) я заболел сильной головною болью, доводившей до обмороков. Болезнь усиливалась, сопровождалась страшным шумом в ушах, и я слег в постель и так болел до Николина дня (6 декабря 1900). Числа 10 ноября я был приобщен Христовых Тайн местным священником, после чего почувствовал облегчение, однако с течением времени все слабел и слабел… Наконец, я по совету со своими домашними дал обещание сначала отслужить только один раз панихиду у гробницы Преосвященного архиепископа Псковского Симона, а затем дал обещание служить панихиду каждый год до тех пор, пока не оставят меня силы. Это обещание я дал за 3-4 дня до Николина дня и с тех пор быстро стал поправляться, так что в Николин день я был в церкви своего погоста. С тех пор, благодарение Богу, никаких болей я не чувствую. Сегодня я отслужил в первый раз после своей болезни панихиду у гробницы и искренне верю, что я получил исцеление от своей болезни по молитвам святителя Симона. Это мое показание могу подтвердить под присягой – как я сам, так и мои домашние».

Епископ Рижский и Псковский Филарет, впоследствии Черниговский, свидетельствует в своем письме известному церковному историку А. В. Горскому: «Вот одна из самых приятных новостей, хотя и не совсем новых! Симон, архиепископ Псковский и Нарвский, открывается миру по святости жизни и в слове перед Господом: в прошедшем году последовало несколько исцелений на его гробе; усердные исполняют его волю» (письмо от 26.06.1844 г.)

В 1854 г. было обнаружено повреждение склепа над гробом Владыки Симона, и при ремонте засвидетельствовано духовенством Собора и Владыкой Платоном нетление мощей. Великая княгиня Елисавета очень почитала архиепископа Симона и, когда была во Пскове, молилась у его мощей.

В 30-е годы ХХ столетия усыпальница святителя Симона была разрушена, и святые мощи исчезли из усыпальницы Троицкого собора. Но несмотря ни на что, благоговейная память в чудодейственное предстательство святителя не угасла в сердцах верующих псковичей. Печорский старец Иоанн (Крестьянкин) свидетельствует, что, будучи клириком Свято-Троицкого собора, после войны участвовал в ремонте склепов и своими руками восстанавливал склеп архиепископа Симона, мощей которого не обнаружил. Но он сам, и духовенство города продолжали почитать это святое место, прикладываться к святой гробнице и не было дня, чтобы кто-нибудь не заказывал панихиду у гробницы Псковского Владыки.

Чудесные исцеления на гробнице архиепископа Симона (Тодорского) в Троицком соборе происходят до сей поры. В 2002 г., в марте, в Троицкий собор из Петербурга приехали паломники Георгий и Татьяна Зайцевы. Татьяна приехала со страшной головной болью, но никому не говорила о недуге, даже супругу, боясь расстроить. После экскурсии по собору и рассказу о Владыке Симоне, они попросили отслужить панихиду. Так как усыпальница находится за алтарем, то после панихиды в усыпальницу зашел только Георгий, а Татьяна передала плат с головы, который положили на склеп. Вскоре, через несколько минут, началась служба, и уже на ней Татьяна почувствовала приятную теплоту, разливающуюся по голове, а страшная мигрень, мучавшая ее несколько лет, отступила. И в последствии никогда уже головные боли не возвращались. Сразу после службы Татьяна засвидетельствовала чудо исцеления перед ключарем Собора.

Владыка Симон пока не прославлен в лике общецерковных святых, но почитался как местночтимый святой. До революции собиралась информация об исцелениях, да и в газетах того времени писали о Псковском владыке как о «святителе».

Господи, упокой душу Своего раба, верно Тебе послужившего, архиепископа Симона и его молитвами помоги нам…

Переводы архиепископа Симона (Тодорского)

  • Иоанн Арндт. Четыре книги об истинном христианстве. Галле, 1735.
  • Анастасий Проповедник. Наставление к истинному познанию и душеспасительному употреблению Страдания и смерти Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Галле, 1735.
  • А. Г. Франке. Начало христианского учения. Галле, 1735.
  • Пять избранных псалмов царствующего пророка Давида с преизрящними песнями похвалимы двоих церковных учителей Амвросия и Августина. Галле, 1730-е.

Пример поэтического перевода архиепископа Симона (Тодорского)

нем. «Auf meinen lieben Gott…», Зигмунд Вайнгертнер (нем. Siegmund Weingärtner)Перевод архиепископа Симона (Тодорского)
нем. Auf meinen lieben Gott
Trau ich in Angst und Noth:
Er kann mich allzeit retten
Aus Trübsal, Angst und Nöthen;
Mein Unglük kann Er wenden,
Steht all’s in seinen Händen.
  Ob mich mein Sünd anficht,
Will ich verzagen nicht;
Auf Christum will ich bauen,
Und Ihn allein vertrauen:
Ihm thu ich mich ergeben
Im Tod und auch im Leben.
Посредѣ зла многа,
надѣюсь на Бога,
онъ мене не оставитъ,
от всѣхъ мя бѣдъ избавитъ.
ниже дастъ мнѣ пропасти,
все лежитъ въ его власти.

Грѣхомъ искушаемъ,
не отчаяваемъ
есмъ, всю мою надѣю,
въ Іисусѣ имѣю.
ему хощу служити,
живъ и мертвъ его быти.

Проповеди архиепископа Симона (Тодорского)

  • «Слово на Благовещение Пресвятыя Богородицы» 25 марта 1741 г., «Слово на Воскресение Христово» 29 марта 1741 г., «Слово в день живоначальныя Троицы» 17 мая 1741 г. и «Слово, проповедованное в обители Выдубицкой» 6 сентября 1741 г. // Тодорский П. Иеромонах Симон Тодорский (архиепископ Псковский и Нарвский) и его четыре неизданных слова. Христианское чтение VIII—XII. Извлечение. С. 1-48. (недоступная ссылка)
  • «Слово на день рождения Петра Федоровича» 10 февраля 1743 г. Санкт-Петербург, Типография Академии наук; издание с комментарием: Кислова Е. И. «Слово на день рождения Петра Фёдоровича» Симона Тодорского // Acta Philologica, 2007, № 1, с. 308—335.
  • «Божие особое благословение» (слово на бракосочетание Петра Федоровича и Екатерины Алексеевны) 21 августа 1745 г.). Москва, Синодальная типография; Санкт-Петерубрг, Типография Академии наук.
  • «Слово на день рождения Елизаветы Петровны» 18 декабря 1746 г. Москва, Синодальная типография.
  • «Слово на день восшествия на престол» 25 ноября 1747 г. Москва, Синодальная типография, 1748.

Пример текста проповеди архиепископа Симона (Тодорского). «Слово на день рождения Петра Федоровича»   

«Нынѣ воззри Россïе веселым лицем и обрадованною душею на Внука ПЕТРОВА сына Анны Петровны, воззри и благодари Бога твоего, наслѣдствïе ПЕТРОВО в пользу твою цѣло тебѣ сохранившаго. О нём же едва слышать мощно было, сего Божïими непостижимыми судьбами, и премудрым Всепресвѣтлѣйшïя правильныя Государыни твоея ЕЛИСАВЕТЫ промыслом, не токмо видѣти, но и превожделѣнный тебѣ день высокаго Его рожденïя свѣтло и всеторжественно праздновати сподоляешися.

Смотри, как дивно и коль красно процвѣтает праведный твой Монарх ПЕТР Первый, в ПЕТРѣ внукѣ своем! прочитывает репорты от гвардïи приносимыя, прочитывает письма от армïи присылаемыя, как же изрядно о репортах рассуждает, с каким смысленным любопытством о состоянии армïи вопрошает: удивитися потреба. Не ПЕТРОВОЙ ли се цвѣт, не Перьваго ли се ПЕТРА остроумïе, в Его Высочествѣ процвѣтает.Рассуждает о иностранных государствах, о математических, физических и прочих ученïях таковому лицу приличных, о обученïи военном, о штатском поведенïи, с приличными всякой вещи резонами, не ПЕТРОВ ли се цвѣт, не Перьваго ли се ПЕТРА искусство в Его Высочествѣ процвѣтает».

По материалам официальных сайтов:
azbyka.ru
ru.wikipedia.org
drevo-info.ru
pravoslavie.poltava.ua
dic.academic.ru
Псково-Печерские паломники ВКонтакте

Понравилась статья?
Поделиться публикацией: Поделиться в Facebook Добавить в Twitter Поделиться в Вконтакте Поделиться в Одноклассниках