«Соборование святым елеем имеет благодатную силу врачевать не одни только телесные болезни, но и душевные недугования, а также дарует оставление грехов, вовсе забытых нами. А как недуги душевные нередко гнездятся в весьма здоровом человеке и румяном по наружности, то не должно нерадеть и о душе своей как о вещи бессмертной, которая не только честнее тела, но и дороже всего видимого в мире».
Прп. Антоний Оптинский
1 апреля с. г., в понедельник 3-й седмицы Великого поста, в Знаменском храме прихода мчч. Валентина и Пасикрата г. Ульма состоялось Таинство Елеосвящения (Соборования), которое возглавил игумен Максима (Шмидт). Ему сослужили протоиерей Григорий Крочак, иерей Валентин Усачёв и диакон Сергий Гофсец.
Богослужебные песнопения исполнил клиросный хор под руководством регента Ларисы Шукман.
По окончании Соборования настоятель обратился к присутствующим со словом наставления.
Проповедь о Таинстве Елеосвящения
Святитель Николай Сербский
И многих больных мазали маслом и исцеляли.
Мк. 6:13
Так делали святые Апостолы – и нам заповедано делать то же самое. Апостол Иаков пишет нам: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5:14–15). Должно призывать не кого вздумается, а священников, старейшин церковных; следует помазывать не в чье бы то ни было имя (дабы не было знахарства), а во имя Господне; не кто-либо иной воздвигает болящего, а Сам Господь, равно как и не кто-либо иной способен простить ему грехи, как только Господь. Почему [мажут] елеем, а не чем-то другим? Потому что так заповедано – и дабы мы проявили послушание и веру. Почему нам заповедано крещать водой, и миропомазывать миром, и причащать хлебом и вином? Это Божий выбор и Божие смотрение, а наше – слушать и верить. Разные составы употребляются в разных таинствах, но благодать одна, как и Господь один; и все от Господа. Для чего Господу нужно некое вещество, чтобы излить на нас Свою благодать? Вещество нужно не Господу, а нам: пока мы в веществе – нам потребно вещество. Снисходя к нашей немощи, Господь использует вещество. Бесплотным же Ангелам подает Он благодать невещественным образом.
Елей немощен сам по себе, как немощна сама по себе любая материя, но всемогуща Божия благодать. Через елей Господь ниспосылает благодать Духа Своего Святого, и эта благодать исцеляет больных, воздвигает расслабленных, возвращает рассудок сумасшедшим.
О братья мои, сколь неизреченна благость Божия! Чего только не сотворил для нас Господь! Чего бы ещё могли мы пожелать? Все наши нужды знал Он наперёд и для всех для них загодя приготовил врачевания. От нас же ждёт Он только того, чтобы верили мы Ему и исполняли Его повеления. Не постыдно ли и не бессовестно ли для нас, что зачастую мы более тщательно следуем предписаниям врачей – человеков, как и мы, смертных, – а заповедями бессмертного Бога пренебрегаем?
Господи Всеблагий, растопи каменные сердца наши силой Твоей благодати, дабы прежде смертного часа смогли мы проявить должную благодарность к Тебе – к Тебе, о всеблагий и всемудрый Боже наш! Тебе слава и похвала вовеки. Аминь.
В сообщении использованы материалы сайта azbyka.ru