Философ и тайный монах
Дата публикации: 22.09.2023

Алексей Федорович Лосев (1893-1988) — философ, переводчик, писатель, профессор, доктор филологических наук, лауреат Государственной премии СССР прожил долгую, насыщенную событиями жизнь и был редчайшим для советской России примером мыслителя-энциклопедиста и универсальной личности. В своих философских трудах он говорил о целокупности религии, философии, науки, искусства и нравственности, развивая идеи запрещенных в СССР русских религиозных философов. Преодолел множество испытаний: ссылка и каторга, болезни и слепота, гонения власти и потери близких. Однако ему удалось не только отстоять свои философские взгляды, но и воспитать целую плеяду выдающихся молодых мыслителей.

«Готовый философ и филолог»

Алексей Лосев родился на Юге России, в Новочеркасске в 1893 году. Его отцом был преподаватель физики и математики, впоследствии музыкант, выпускник дирижерского класса Придворной Певческой капеллы в Санкт-Петербурге, знаток духовной музыки и церковного пения, но он быстро оставил семью. «Вот от кого ко мне перешла страсть, — смеялся Лосев, — только страсть к науке, музыке, размаху, а не та, что была у отца, математика, музыканта, дирижёра Войскового хора и „гуляки праздного“».  Воспитывала мальчика мать, Наталья Алексеевна – дочь протоиерея Алексея Полякова, настоятеля храма Михаила Архангела города Новочеркасска. Все предки по линии матери были донские казаки, участники русско-турецких войн, а прадед, сотник Алексей, за участие в Отечественной войне 1812 года был награжден Георгиевским крестом и удостоен потомственного дворянства. Именно мать — строгая религиозная женщина — дала сыну всестороннее образование.

Первым учебным заведением Алексея Лосева стала классическая гимназия в Новочеркасске. Программа гимназии предполагала, кроме комплексного изучения точных и гуманитарных наук, обширный курс Закона Божия. Кроме занятий, Лосев «ходил в театр по восемь раз в неделю», выписывал и читал журналы «Вокруг света», «Природа и люди», «Вестник знания» и другие, окончил частный класс игры на скрипке, пел в церковном хоре, увлекался астрономией и философией Владимира Соловьева. Из гимназии Алексей вышел золотым медалистом. Лосев вспоминал, что в это время он был уже «готовый философ и филолог».

В 1911 году Лосев без труда поступил в Московский университет, причем сразу на два отделения: философское и классической филологии. После выпуска Лосеву предложили добиваться профессорского звания и в качестве поощрения отправили в Берлин: там он работал в Королевской библиотеке и слушал оперы Рихарда Вагнера. Эта поездка стала единственным в жизни философа визитом за границу.

Лосев посещал Религиозно-философское общество памяти Владимира Соловьева, где познакомился с крупнейшими философами Серебряного века — Николай Бердяевым, Семеном Франком, Иваном Ильиным, Платоном Флоренским. Там Лосев зачитывал свой университетский диплом «Мировоззрение Эсхила», который высоко оценил знаменитый символист Вячеслав Иванов.

Строитель Беломорканала

В 1917 году Лосев снял комнату в семье Соколовых на улице Воздвиженке. Дочь хозяев Валентина влюбилась в учёного, и через три года они стали мужем и женой. В 1922-м молодые венчались, но тайно: уже начались советские гонения на церковь. Таинство венчания совершил священник Павел Флоренский в Ильинской церкви Сергиева Посада​. 3 июня 1929 году молодая чета приняла монашеский постриг от афонских старцев.

Тайное монашество практиковалось во время гонений на церковь в XX веке. Алексей получил имя Андроник, а Валентина стала Афанасией.

Лосевы стали последовательными приверженцами имяславия, которое принимало философию имени как «изначальную» сущность мира. Именно тогда Лосев стал носить знаменитую маленькую шапочку — скуфью, часть монашеского облачения, — а комната на Воздвиженке стала своеобразной кельей супругов. О своем браке он писал: «Может ли кто-нибудь, кроме монаха, понять, что истинное монашество есть супружество, а истинный брак есть монашество?»

В 1920-е годы для философии, отличной от марксизма, наступили трудные времена. Поскольку опубликовать философские труды государственным путем было немыслимо, Лосев решил действовать самостоятельно, и в период с 1927 по 1930 годы выпустил восемь книг с пометой «издание автора». Последняя книга цикла — «Диалектика мифа» — стала для автора фатальной. В ней Лосев раскрывал понятие «мифа» на примере советской реальности и иронизировал над идеей строительства социализма в отдельно взятой стране.

Цензурная комиссия исключила из книги недопустимые фрагменты, однако Лосев вернул их, хоть и прекрасно понимал, чем это грозило всей его семье. В дневниках Валентины сохранилась запись: «Предстоит мученичество за исповедование Христа. Или надо уходить в пустыню, или на подвиг исповедничества».

Ночью 18 апреля 1930 года в квартиру на Воздвиженке пришли, и Лосева увезли на Лубянку. Кроме обвинений, связанных с «Диалектикой мифа», ему и Валентине предъявили обвинения в связи с «Истинной православной церковью». Лосеву назначили срок — 10 лет лагерей.

Ученый отбывал наказание на строительстве Беломоро-Балтийского канала. Он вспоминал, что работать приходилось по 12 часов, стоя по пояс в ледяной воде. За ночь вещи просохнуть не успевали, отчего у Лосева быстро развился ревматизм. Зрение философа стремительно ухудшалось — он почти ослеп. После этого его перевели на должность сторожа дров. Лосев вспоминал, что во время этих вахт он придумал труд «Диалектические основы математики». Валентина Лосева отбывала наказание в «Сверлаге», где работала учетчицей на лесоповале.

Благодаря ходатайству первой жены Горького Екатерины Пешковой в 1933 году Лосев и его жена, приговорённая к 5 годам, были освобождены. Они смогли вернуться в Москву.

Возвращение в Москву

Однако возвращение гражданских прав не означало возврат к прежней жизни. Лосеву запретили работать по прямой специальности, и, чтобы найти средства к существованию, с 1938 по 1941 год ученый ездил на заработки в пединституты Куйбышева, Чебоксар, Полтавы, где читал лекции по истории античной литературы. Также он занимался восстановлением изъятых при обыске рукописей. Много переводил. В те годы Лосев подготовил двухтомную «Античную мифологию» и начал работать над «Историей античной эстетики».

Новое испытание ожидало Лосевых, когда в 1941 году был уничтожен бомбой дом, где они жили. Погибла мать Валентины Михайловны, погибли многие рукописи и книги. Раскопками в развалинах дома и спасением рукописей, книг руководила Валентина Михайловна.

В 1942 году Лосева опять пригласили преподавать в Московский университет. Однако уже через два года ученому снова грозило обвинение в идеализме: считается, что на Лосева написали донос. Новой ссылки удалось избежать, но из университета ученого уволили.

В 1944 году он чудом получил новое место: стал профессором Московского государственного педагогического института, где работал до конца своей карьеры сначала на филологической кафедре, а потом — на кафедре языковедения. Все это время Лосев был лишен возможности публиковаться, работал в стол.

Близкие друзья тяжело переживали уход Лосева из большой науки, сравнивали его преподавание с забиванием гвоздей скрипкой. Однако именно школа Лосева подарила российской философии крупнейших специалистов и самобытных мыслителей — Сергея Аверинцева и Владимира Бибихина, которые ходили на его занятия вольнослушателями.

Возможность печататься Лосев получил после смерти Сталина. За короткий срок Валентина Лосева подготовила к выпуску статьи «Олимпийская мифология», «Эстетическая терминология ранней греческой литературы» и «Гесиод и мифология». Постепенно у Лосева появился круг учеников и последователей среди интеллектуалов молодого поколения.

В 1954 году Валентина Лосева скончалась. Это была удивительная женщина, которая видела, по ее словам, в любви к Алексею Федоровичу «весь смысл жизни своей на земле». В воспоминаниях историка и краеведа Николая Павловича Анциферова о лагерной жизни мы читаем: «Как живо помню я эту дружную высокую чету, направляющуюся… на работы. Жена Лосева… произвела на меня глубокое впечатление какой-то особой душевной грацией, одухотворяющей все ее движения. Блестяще образованная, умная, талантливая, она могла бы многого достигнуть в своей специальности – астрономии. Но она всю свою жизнь, все силы своей богато одаренной души посвятила мужу, любя его как человека, безгранично и страстно веря в его великое призвание философа. Каждая встреча с ними была для меня большой радостью».

Вскоре после этого Лосев женился на своей аспирантке и близкой подруге семьи Азе Тахо-Годи. Брак Лосева с Азой был формальным, это был «брак в науке». Аза готовила к печати большинство работ Лосева, всего при жизни ученого их вышло около 500, в том числе несколько десятков монографий. Именно Аза инициировала создание библиотеки русской философии и культуры на Арбате. Сегодня эта библиотека известна как «Дом Лосева», центр сохранения наследия философа.

В 1980-е годы Лосев полностью ослеп. Но, несмотря на это, он продолжил научную работу, диктуя свои тексты. В память об этом в Российской государственной библиотеке для слепых установили бюст Лосева — как напоминание о том, что и при потере зрения возможно добиться выдающегося результата в науке и творчестве.

Своим ученикам, наряду с предметом, Лосев открыто рассказывал о своей вере — имяславии, — которую пронес, несмотря на репрессии, через всю свою жизнь.

Скончался Лосев на девяносто пятом году, 24 мая 1988 года, накануне празднования 1000-летия Крещения Руси, в день памяти своих любимых святых — Кирилла и Мефодия. А за два дня до этого он продиктовал свой последний текст — «Слово о Кирилле и Мефодии».

Похоронен на Ваганьковском кладбище. Реабилитирован в 1994 году посмертно.

В последние месяцы жизни Алексея Фёдоровича режиссер Виктор Косаковский успел снять почти целиком документальный фильм «Лосев», который доснимал во время похорон со слезами на глазах. Этот фильм получил приз «Серебряный кентавр» на Международном фестивале неигровых фильмов «Послание к человеку» в 1991 году и премию «Триумф». По инициативе друзей Лосева создано культурно-просветительское общество «Лосевские беседы». Под этим же названием был поставлен неоднократно демонстрировавшийся трехчастный документальный телевизионный фильм (режиссер О.В. Кознова).

К 115-летию со дня рождения Лосева, 23 сентября 2008 года, в «Доме Лосева» была открыта мемориальная экспозиция, а во дворе этого дома номер 33 на Арбате – бронзовый бюст философа на постаменте из карельского гранита (скульптор В.В. Герасимов) с надписью «Великий русский философ Алексей Лосев». Других памятников философам нет не только в Москве, но и во всей России…Наряду со сложными философскими работами Алексей Фёдорович оставил нам свои воспоминания, дневники, письма, прозу. Прочитайте «Мне было 19 лет…», «Встреча», «Жизнь», «Театрал», «Трио Чайковского» — это позволит понять, что это был за человек, а затем, вероятно, кому-то захочется изучить его серьезные научные труды.

Понравилась статья?
Поделиться публикацией: Поделиться в Facebook Добавить в Twitter Поделиться в Вконтакте Поделиться в Одноклассниках