Вход Господень в Иерусалим
Дата публикации: 28.04.2024

28 апреля с. г., в праздник Входа Господня в Иерусалим, Неделю 6-ю Ваий, цветоносную, или Вербное воскресенье, в Знаменском храме прихода мчч. Валентина и Пасикрата г. Ульма прошли праздничные богослужения.

Вечером 27 апреля было отслужено всенощное бдение, во время которого сразу после чтения Евангелия настоятель освятил веточки вербы. Затем, при помазании освященным елеем, их раздали прихожанам.

На следующий день, 28 апреля, при большом стечении молящихся настоятель храма игумен Максим (Шмидт) совершил Божественную литургию. Впервые за шесть недель поста в воскресный день совершается литургия Иоанна Златоуста. Настоятелю сослужили протоиерей Григорий Крочак, иерей Валентин Усачёв и диаконы Сергий Гофсец и Евгений Кик. Богослужебные песнопения исполнил клиросный хор под руководством регента Ларисы Шукман.

За литургией читается Евангелие от Иоанна, повествующее о событиях Входа Господня в Иерусалим https://days.pravoslavie.ru/bible/z_in_12_1_18.html#z.

Свою проповедь настоятель посвятил праздничной теме. 

Вход Господень в Иерусалим — что мы празднуем накануне Страстной седмицы
Священник Евгений Мурзин

Вход Господень в Иерусалим — один из тех праздников, в котором к радости и ликованию при виде грядущего Спасителя примешивается печаль от понимания смысловой глубины, трагизма и серьезности момента. Господь торжественно входит в Иерусалим, его встречает восторженный народ, в воздухе разлито ожидание чего-то очень важного, судьбоносного, люди прославляют Христа как мессию и царя. И только Спаситель знает, что не почести и трон, а страдания и крест станут конечной точкой его пути. Что те, кто в эту минуту Его прославляют, будут через несколько дней добиваться Его казни. И, зная это, все равно идет дальше. Этим контрастом: радостью лицезрения Господа, Который входит в город для завершения дела спасения людей, и осознанием, что произойдет дальше, суетой шумного города, который весь пришел в движение (Мф 21:10), и внутренней сосредоточенностью Иисуса — наполнены и строки Священного Писания, и богослужебные тексты праздника, и труды святых отцов, размышлявших об этом событии.

Сам вход Иисуса Христа в Иерусалим описывается в Евангелии так. За пять дней до иудейской Пасхи Иисус вместе с учениками подошел к Вифании — селению, расположенному у Елеонской горы, примерно на расстоянии трех километров от Иерусалима. По поручению Господа апостолы нашли Ему ослика, сев на которого, Спаситель в сопровождении учеников и других людей, идущих на праздник, направился в древнюю столицу Иудеи, где его уже с нетерпением ждали.

Иисус был уже широко известен как пророк и учитель, Который не только проповедовал так, как никто до Него (ср. Ин 7:46), но и творил удивительные чудеса. К этому моменту Его известность достигла пика. Несколько дней назад Он совершил чудо, превосходившее самое смелое воображение, — воскресил Своего друга Лазаря, который к тому моменту уже четверо суток находился во гробе, так что в его организме начались естественные процессы разложения. «Уже смердит» (Ин 11:39), — сказала его сестра Марфа в ответ на повеление Спасителя отвалить камень от пещеры, где Лазарь был похоронен. За прошедшие дни новость об этом чуде разнеслась по всей округе и достигла Иерусалима.

К описываемому времени концентрация людей в Иерусалиме была максимальной. Каждый иудей, где бы он ни находился, стремился попасть на Пасху в священную древнюю столицу, чтобы там, в Иерусалимском храме, заколоть агнца — главное ритуальное блюдо пасхальной трапезы. Иерусалим буквально бурлил народом, который, разогретый слухами о необычном пророке, возможно даже Мессии, собрался, чтобы увидеть Того, Кто, по их прогнозам и ожиданиям, скинет наконец ненавистную власть римлян и восстановит былую мощь и славу Израиля. При виде едущего Иисуса люди стали постилать перед Ним свои одежды и пальмовые ветви и при этом восклицали: «Осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!» (Ин 12:13).

В изложении этого события среди евангелистов имеются несущественные расхождения. Так, евангелист Иоанн пишет, что весь народ, собравшийся в Иерусалиме, вышел навстречу Иисусу, в то время как другие указывают, что весь ажиотаж вокруг Спасителя создавали главным образом те, кто следовал за ним от Вифании и потом присоединился по дороге. Нет полной ясности и в сюжете с пальмовыми ветвями. Синоптики отмечают, что люди постилали их на пути Иисуса, а из слов Иоанна нельзя понять, что именно с ними делали — постилали или держали в руках, как это было принято во время религиозных процессий. В церковной традиции был со временем воспринят последний вариант: сегодня во время праздничного богослужения верующие держат в руках пальмовые ветви или — в странах с холодным климатом — веточки верб.

В Евангелии от Иоанна торжественное ликование народа сопровождается злобой и ненавистью к Спасителю со стороны фарисеев. Воскрешение Лазаря вызвало в их сердцах не благоговение перед силой Божией, а желание окончательно покончить с Иисусом. Они твердо решили Его убить, причем не только Его, но и Лазаря, потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса (Ин 12:11). Глядя на триумфальный въезд Христа, они изнывали в своей пока еще бессильной злобе, к которой примешивался страх и говорили между собою: «Видите ли, что не успеваете ничего? весь мир идет за Ним» (Ин 12:19). Во всем своем безобразии их злоба проявится через несколько дней, в пасхальную ночь, когда Иисус будет один, окруженный только Своими учениками. Когда станет ясно, что Он не оправдал ожидания толпы. Когда народная любовь обратится в ярость, Иисуса схватят, осудят, над Ним будут публично издеваться и распнут. Они сделают это, не зная и не догадываясь, чем на самом деле обернется Его смерть для всего человечества, что за ней последует Воскресение, подлинный триумф Сына Человеческого, абсолютная победа жизни над смертью.

В отличие от свидетелей входа Господня в Иерусалим мы знаем всё, что произойдет дальше. Это знание нашло отражение в прекрасных и глубоких текстах богослужения праздника. В них воскрешение Лазаря, встреча Христа в Иерусалиме, Его крестная смерть и Воскресение связаны друг с другом. Уже в чудесном пробуждении Лазаря от смерти просматривается грядущее Сошествие Спасителя во ад и спасение человечества от власти диавола. «За шесть дней до Пасхи голос Твой, Господи, услышан был в глубинах ада» — поется в праздничной стихире. Этот голос, еще очень тихий, пока вызвал оттуда одного Лазаря, но вскоре разбудит всех, кто со времени грехопадения Адама пребывал в преисподней.

Евангелие Вербного воскресенья: «Осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!»

В другой стихире, которая несколько раз повторяется в разных местах службы, звучит тема Креста, чьи контуры уже проступают над толпой, которая прославляет Иисуса, въезжающего в город, но связывает с ним исключительно земные ожидания. Мы уже знаем о Кресте, на котором произойдет искупление человечества, знаем, что об этом знает и Сам Господь, Который идет в Иерусалим на добровольное страдание. Мы выражаем готовность нести этот Крест вместе с Ним, и, восклицая «осанна в вышних», сопровождаем Его — но не на царский трон, а на Голгофу: «В сей день благодать Святого Духа нас собрала; и все мы, взяв Крест Твой, возглашаем: “Благословен Грядущий во имя Господне! / Осанна в вышних!”»

В этом знании Спасителем Своей участи и смиренном следовании воле Божией, в мужественном восхождении на Крест по любви к Своему творению и в готовности умереть проявляется подлинное величие и сила Бога, Который сегодня входит в Иерусалим. «Хвалу воспойте согласно, народы и племена, — призывает Церковь, — ибо Царь Ангелов воссел ныне на осленка и идет, желая поразить на Кресте врагов, как сильный».

Абсолютная и совершенная радость, без примеси печали, доступна лишь в Боге. «Настоящая <земная> радость всегда смешана с печалью и никогда не бывает чистою», — писал святитель Иоанн Златоуст. Земную радость святитель противопоставлял радости вечной, которая достигается самодисциплиной, смирением и умением благодарить Бога за все, что происходит. «<Вечная> радость — действительная, непритворная, не заключающая в себе ничего неискреннего, не имеющая никакой примеси… Получить ее возможно не иначе, как избирая здесь не приятное, но полезное, и даже испытывая некоторую скорбь добровольно, и с благодарностью перенося все случающееся», — отмечал он. И Страстная седмица, во время которой мы будем следовать за Спасителем, как раз и призвана приблизить нас к ощущению подлинной радости, которая через Крест раскрывается в Воскресении Христовом.

Составлено по материалам сайтов pravoslavie.ru, foma.ru

Понравилась статья?
Поделиться публикацией: Поделиться в Facebook Добавить в Twitter Поделиться в Вконтакте Поделиться в Одноклассниках