Неделя 20-я по Пятидесятнице
Дата публикации: 10.11.2024

10 ноября с. г., в Неделю 20-ю по Пятидесятнице, в день памяти прп. Иова, игумена Почаевского (1651) и свт. Димитрия, митр. Ростовского (1709), в храме иконы Божией Матери «Знамение» Курская-Коренная прихода свв. мчч. Валентина и Пасикрата в г. Ульме была совершена Божественная литургия.

Накануне, 9 ноября, состоялось Всенощное бдение.

Воскресную Божественную литургию возглавил игумен Максим (Шмидт) в сослужении протоиерея Григория Крочака и диакона Сергия Гофсеца. Богослужебные песнопения исполнил приходской хор под руководством регента чтеца Николая Шилинцева.

Евангельские чтения дня: рядовое https://days.pravoslavie.ru/bible/z_lk_8_26_39.html#z и святителя  https://days.pravoslavie.ru/bible/z_in_10_9_16.html#z.

Свою проповедь о. Максим посвятил евангельской теме.

По окончании Божественной литургии настоятель вручил подарки учащимся воскресной школы, которые участвовали в конкурсе детского рисунка «Наш храм – наш приход», который был приурочен к 30-летию основания прихода свв. мчч. Валентина и Пасикрата г. Ульма.

О Гадаринском бесноватом
Иеромонах Никон (Оганов) 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В чтенном сегодня Евангелии от Луки мы с вами слышали, как Господь изгнал огромное количество, легион бесов (это приблизительно соответствует современной армии), из человека ими одержимого. Евангелист Матфей указывает, что их было двое, но в сегодняшнем чтении речь идет об одном из них, видимо, наиболее свирепо одержимом. Этот человек полностью потерял контроль над собою, над своею волею и находился всецело под властью демонов, гоним был ими, обитая во гробах, в горах, в пустыне. Многократно он разбивал оковы и цепи, которыми люди связывали его, дабы укротить его ярость. Все окрестные жители настолько были напуганы, что, увидев его освобожденным от бесов, разумно и спокойно сидящим у ног Иисуса, просили Христа удалиться от них. Они перенесли свой страх на Спасителя; испугались Его власти и могущества, повелевавшего этой армией бесов и приказавшего им выйти из человека и по их мольбе войти в нечистых животных, в свиное стадо, пасшееся неподалеку.

Как и все евангельские события, это изгнание легиона бесов из человека, также дает нам повод к духовным размышлениям. Почему так много бесов вселились в одного человека, почему они вообще способны это делать, а если могут, то почему вдруг просят разрешения войти даже в свиней, а войдя в них – тут же губят их в море? Не на все вопросы мы можем сразу получить ответ; духовный мир сложен и сокрыт для нас. И, все же, нам полезно размышлять над Евангелием, смиренно подумать о прочитанном. Рассуждение, наряду с молитвой и чтением Святых Отец, составляет часть духовного делания, которым спасается христианин.

Причиной, по которой падшие ангелы получили власть над человеком, было грехопадение первой пары людей. Падать можно хотя бы с какой-нибудь высоты. Так и произошло с нашими прародителями. Человек, как сказано в Псалтири, малым чем отличавшийся от ангелов, упал как бы с неба на землю, упал с высоты своего предназначения. Он лишился особой благодатной связи с Богом и чрез это разбился насмерть. Смерть — это лишение животворящей божественной силы, Божией благодати, которая особо крепко связывала человека с Богом. Эта особенность выражалась и в том, что человек в этом единении получал от Бога прежде всего вечность — свойство, атрибут Божественной природы. Получал вечную жизнь, знание, развитие и совершенство в Богоуподоблении. Но в тот злосчастный миг, когда человек не поверил Богу, и действием подтвердил свою веру диаволу, в тот миг родилась смерть. Связь с Богом, преображавшая человека в бога по благодати, «бози есте», и отличавшая его малым чем от ангелов, оборвалась. И, поскольку у человека не оказалось и покаяния, то есть сознания, что он виновен, что нарушил запрет — даже напротив, стал упорствовать в своей правоте, агрессивно, с оправданием себя и обвинением других, связь эта разорвалась окончательно и навсегда. Ибо тогда Бог вынес новое определение о человеке, о его дальнейшем существовании, от смерти духовной, до смерти физической.

Человек изгоняется из рая – места, преизобиловавшего божественной благодатью, в вечную ссылку, в нашу с вами жестокую, далекую от Бога юдоль, где будет тянуть свою безблагодатную лямку до смерти телесной. Первый Адам – 930 лет, большинство же других, как говорит пророк ‒ 70, аще в силах 80 лет. Так продолжалось до прихода Христа Спасителя, Который все восстановил, вновь соединил через Себя с Богом всех людей, Ему поверивших, а не поверившие остаются в прежнем состоянии вражды с Богом и порабощении диаволом. Потому в порабощении, что так устроено царство сатаны, такова его система управления, основанная не на любви, а на страхе, главным образом страхе смерти. Господь Иисус Христос создал свою Церковь, в которой с нами продолжает жить Господь Дух Святой, который соделывает отпавших сынами Божиеми по благодати.

Изгоняя Адама с Евой и наперед зная человеческие судьбы, Господь дарует им в помощь кожаные ризы. Кожа ‒ это мертвая шкура животных, компенсирующая недостаток, нехватку покрова и защиты. Именно покрова Божия лишился человек, послушавший диавола. По мнению большинства святых отец, кожаные ризы ‒ это «смертное, страстное, духовно-бесчувственное естество», уже больше похожее на естество животных, чем на естество ангелов. Эти ризы скрывают, делают трудным общение с миром духовным, в том числе, с миром падших ангелов. Лишившись покрова Божия, человек стал доступен демонам, а эти кожаные ризы не допускают духам напрямую воздействовать на душу человека и тем самым ограничивают разрушительное действие злых сил на падшего человека. Люди перестали воспринимать мир духов, но духи могли влиять на людей. Они действуют постепенно, сначала через помыслы, потом чувства, физиологию, а в тяжелых случаях прямо вселяются в человека. Но они никогда не могут это сделать по своему хотению, но только с дозволения Божия, Который попускает это, как некое суровое врачевание для особо горделивых и упорных душ. Дозволяет Бог, устраивающий все для пользы человека. Потому-то и спрашивают гадаринские бесы дозволения, без которого не могут войти даже в нечистых животных, а войдя, творят свое злое дело, — лишают людей стада животных, через это внушают страх ко Христу, вместо благодарности за спасение безнадежно погибавшего земляка. Внушают страх за свои грехи, а не надежду на милость Божию, и просят Его отойти от них.

Братия и сестры, не будем поддаваться бесовскому страху, и через этот страх вновь подпадать в рабство диаволу. Не будем убегать от Иисуса, в скорбях и бедах, что бы с нами не произошло, но приблизимся еще ближе к Нему. Будем просить, чтобы быть с Ним рядом, подобно исцеленному гадаринскому одержимому. Мы уже рядом с Ним, когда вспоминаем Его, когда молимся Ему, когда выбираем поступить по-евангельски, а не по обычаям мира сего. Мы рядом, когда уповаем на Него. Будем всегда помнить слова победившего диавола прп. Макария Великого, сказавшего: «Человеческий ум, когда он ищет Божественной помощи, не слабее сатаны, так что их борьба не является неравной». Аминь!

В сообщении использованы материалы сайтов pravoslavie.ru, valaam.ru

Понравилась статья?
Поделиться публикацией: Поделиться в Facebook Добавить в Twitter Поделиться в Вконтакте Поделиться в Одноклассниках