14 августа с. г., в Неделю 9-ю по Пятидесятнице, Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня, в храме иконы Божией Матери «Знамение» Курская-Коренная прихода мчч. Валентина и Пасикрата г. Ульма была совершена Божественная литургия. В этот день Святая Церковь совершает Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице и память семи мучеников Маккавеев.
Накануне, 13 августа, состоялось Всенощное бдение. На утрене, после великого славословия, из алтаря был вынесен Крест и совершено поклонение ему по чину Крестопоклонной Недели.
Воскресную Божественную литургию совершил настоятель игумен Максим (Шмидт) в сослужении иерея Валентина Усачёва и диаконов Сергия Гофсеца и Евгения Кика. Богослужебные песнопения исполнил клиросный хор под руководством регента чтеца Николая Шилинцева.
За литургией положено три Евангельских чтения: рядовое, о спасении утопающего Петра, https://days.pravoslavie.ru/bible/z_mf_14_22_34.html#z; Креста https://days.pravoslavie.ru/bible/z_in_19_6_11_19_13_20_19_25_28_19_30_35.html#z; и мучеников https://days.pravoslavie.ru/bible/z_mf_10_32_36_11_1_1.html#z.
Свою проповедь игумен Максим посвятил воскресному Евангельскому чтению и празднику, а также поздравил всех с началом Успенского поста. По окончании литургии настоятель совершил малое освящение воды и, по традиции, освятил приносимый в этот день в храм мёд нового урожая.
Проповедь в Неделю 9-ю по Пятидесятнице.
Евангелие о буре
Так же, как Петру и другим Апостолам, нам трудно поверить, что Бог мира, Бог гармонии может находиться в самой сердцевине бури, которая, казалось бы, готова разрушить нашу безопасность и лишить нас самой жизни.
В сегодняшнем Евангелии говорится, как ученики покинули берег, где Христос остался один, в уединенности совершенного молитвенного общения с Богом. Они отправились через море, рассчитывая на безопасное плавание; и на полпути их настигла буря, и они поняли, что им угрожает гибель. Они боролись изо всех своих человеческих способностей, опыта и сил, и, однако, смертная опасность нависла над ними: страх и ужас охватили их.
И внезапно среди бури они увидели Господа Иисуса Христа; Он шел по бушующим волнам, среди разъяренного ветра и вместе с этим в какой-то пугающей тишине. И ученики в тревоге закричали, потому что не могли поверить, что это Он, они подумали, что это призрак. А Иисус Христос из сердцевины этой клокочущей бури сказал им: «Не бойтесь! Это Я…» Так же, как Он говорит нам в Евангелии от Луки: «Когда услышите о войнах и о военных слухах, не ужасайтесь, подымите головы ваши, потому что приближается избавление ваше…»
Нам трудно поверить, что Бог может находиться в сердце трагедии; и, однако, это так. Он находится в сердцевине трагедии в самом страшном смысле: предельная трагедия человечества и каждого из нас – наша отделенность от Бога, тот факт, что Бог для нас далек; как бы близко к нам Он ни был, мы не ощущаем Его с той непосредственной ясностью, которая дала бы нам чувство защищенности и породила бы ликование. Все Царство Божие внутри нас – и мы не чувствуем этого. И это – предельная трагедия каждого из нас в отдельности и всего мира, из поколения в поколение. И вот в эту трагедию Христос, Сын Божий, вступил, став Сыном Человеческим, вступил в сердцевину этой разделенности, этого ужаса, который порождает душевную муку, разрыв, смерть.
И мы – как эти ученики; нам не нужно представлять воображением, что с ними происходит: мы сами находимся в том же море, в той же буре, и Тот же самый Христос, с Креста или восставший из гроба, стоит посреди нее и говорит: «Не бойся, это Я!..»
Петр захотел идти из лодки ко Христу, под защиту безопасности; не это же ли и мы делаем все время? Когда разразится буря, мы спешим к Богу изо всех сил, потому что думаем, что в Нем спасение от опасности. Но недостаточно того, что спасение в Боге; наш путь к Богу лежит через самозабвение, через героическое доверие Ему, и через веру. Если мы станем оглядываться на волны, и на вихри, и на нависающую угрозу смерти, мы, как Петр, начнем тонуть.
Но и тогда мы не должны терять надежды; нам дана уверенность, что, как ни мала наша вера в Бога, Его вера в нас непоколебима; как ни мала наша любовь к Нему, Его любовь к нам беспредельна и измеряется всей жизнью и всей смертью Сына Божия, ставшего Сыном Человеческим.
И в тот момент, когда мы чувствуем, что нет надежды, что мы погибаем, если в это последнее мгновение у нас достаточно веры, чтобы закричать, как Петр закричал: «Господи! Я тону! Я погибаю, помоги мне!» – Он протянет нам руку и поможет нам. И поразительно, и таинственно Евангелие говорит нам, что в мгновение, когда Христос взял Петра за руку, все они оказались у берега.
Задумаемся над этими различными моментами сегодняшнего Евангелия и посмотрим, какое отношение они имеют к нам, в буре нашей жизни, во внутренней буре, которая иногда бушует в нашем сердце и уме, во внешних бурных и устрашающих обстоятельствах жизни. Будем помнить, со всей уверенностью, которая дана нам в Божием собственном свидетельстве через Его учеников, что мы и среди бури – безопасны, и спасены Его любовью. Аминь.
1986 г.
«Крест трисоставный, честное Древо…»
В западном пригороде Иерусалима находится православный монастырь Святого Креста. По преданию, он построен на месте, где когда-то выросло дерево, из которого сделали Крест Господень. Фрески главного храма иллюстрируют монастырское предание о Честном Древе. Оно гласит, что три путника, то есть Святая Троица, явившаяся Аврааму, оставили праотцу три посоха. Они были из разных видов дерева: кипариса, кедра и певга, местной хвойной породы. Пророк Исаия предсказывал: «Слава Ливана придет к тебе, кипарис и певг и вместе кедр, чтобы украсить место святилища Моего».
Праведный Лот, племянник Авраама, спасённый Ангелом из разрушенного Содома, много лет поливал воткнутые в землю посохи. И случилось чудо – они дали корни и ростки, а со временем срослись в один ствол. «Крест трисоставный, честное Древо, Троицы бо носит Триипостасный образ», – такими словами описывается святыня в «Каноне Святому и Животворящему Кресту».
В предании монастыря Святого Креста говорится, что чудесное древо срубили по приказу царя Соломона, возводившего в Иерусалиме Храм. Ствол увидела легендарная царица Савская. Она пророчески узрела судьбу древа и сказала Соломону, что на нём суждено умереть Богу. Царь устрашился и повелел закопать дерево глубоко под землёй. Слуги спрятали его около Овчей купели. Прошли столетия, вода размыла землю и дерево оказалось в воде. Когда пришёл его час, ствол извлекли и сделали распятие, на котором предали казни Сына Божия.
Существуют и другие апокрифы, в которых рассказывается о необычном происхождении Древа Честного Креста, например, «Евангелие Никодима» или «Слово о Честном Древе». В них говорится, что Крестное древо произросло от ветви из райского сада. Её принёс Ангел, чтобы утешить умирающего Адама. Эта легенда словно вторит словам Иоанна Златоуста: «Вместо дерева познания добра и зла – древо Креста; вместо смерти Адамовой – смерть Христова… Чрез древо поразил диавол Адама; чрез Крест преодолел диавола Христос».
Предания о Честном Древе не являются каноничными, однако их символы и образы вошли в мировой культурный контекст. Главная ценность апокрифов о происхождении Истинного Древа Честного Креста в том, что они обращают внимание на взаимосвязь евангельских событий и ветхозаветной истории. Они подчёркивают и воспевают роль Божественного Промысла, который действует в истории всего мира и судьбе каждого человека.
В сообщении использованы материалы cайтов pravoslavie.ru, azbyka.ru