2 июня с. г., в Неделю 5-ю по Пасхе, о самарярыне, в храме иконы Божией Матери «Знамение» Курская-Коренная прихода свв. мчч. Валентина и Пасикрата в г. Ульме была совершена Божественная литургия.
Накануне, 1 июня, состоялось Всенощное бдение.
Воскресную Божественную литургию возглавил игумен Максим (Шмидт) в сослужении протоиерея Григория Крочака, иерея Валентина Усачёва, диаконов Сергия Гофсеца и Евгения Кика. Богослужебные песнопения исполнил приходской хор под руководством регента чтеца Николая Шилинцева.
Евангельские чтения дня: рядовое, https://days.pravoslavie.ru/bible/z_in_4_5_42.html#z и святителя https://days.pravoslavie.ru/bible/z_lk_6_17_23.html#z.
По окончании богослужения настоятель, от имени священнослужителей и прихожан, тепло поздравил клирика храма иерея Валентина, а также певчую, преподавателя Воскресной школы и редактора приходской газеты Елену Хэдэрле и певчую Елену Фризен с днем рождения, который они праздновали накануне.
Бог ждет от нас искренности и непосредственности
Слово в Неделю о самаряныне
Епископ Игнатий (Триф)
Сегодняшнее евангельское чтение предлагает нам размыслить над одной из самых красивых бесед, когда-либо бывших у Господа Христа с земнородными (см.: Ин. 4: 5–42). Из этой беседы мы можем с очевидностью убедиться в том, с какой мягкостью и деликатностью обращается Бог с нами, людьми. Нынешнее воскресенье напоминает нам об одном важном условии стяжания Царства Небесного: на примере жены-самаряныни становится ясно, что Бог, желая вступить в диалог с нами, ждет от нас искренности и непосредственности.
Христос проходил через пределы Самарийские в полуденную жару, под палящими лучами солнца. Подойдя к источнику, сел передохнуть. Туда же направляется женщина, жительница тех мест. Подходит к источнику и видит там мужчину-иудея. Она догадалась об этом по Его одежде и говору. А это был не кто иной, как Сам Христос, Богочеловек, и сейчас Он изменит душу этой женщины, еще не нашедшей путь к Царству Божию.
В беседе Христа с самаряныней мы можем четко увидеть отношение Бога к нам, не всегда способным постичь глубину Божественных поучений и понять мысль, которую Бог хочет нам передать. У нас те же самые рефлексы, что и у этой самаряныни. А она была женщиной непосредственной, искренней и довольно отважной. С первых же слов спрашивает Христа, чего Он там ищет, ведь Он был иудеем и Ему нечего было делать в этих местах. Для евреев Самарийский регион был местом нечистым, которого им следовало избегать. Евреи никогда не проходили через пределы Самарии, а выбирали другие пути, чтобы не пересекаться с этим языческим народом. Считали, что самаряне не служат Богу истинному.
Христос, чтобы найти повод для беседы, просит у нее воды. Просьба эта звучала правдоподобно, поскольку дело было в полдень, в самый солнцепек. И Христос начинает беседу, чтобы по ходу её подойти к более глубокому предмету, а именно – к воде живой, то есть воде Духа Святого, которую Христос дарует тем из нас, кто пожелает ее жаждать.
Женщина, когда ей говорили о живой воде, испив которой, ты уже никогда не будешь жаждать, отнеслась к этому крайне прагматично. Она в некотором роде была пленницей материального измерения мира. Может, ей приходилось преодолевать очень большое расстояние до этого источника, и это для нее было утомительно. И она, совершенно искренняя, непосредственная, просит у Него этой воды, чтобы ей больше не ходить на источник.
Христос, по Своей деликатности, не упрекает женщину в том, что она ничего не поняла из сказанного Им, ведь Он говорил о совсем другой воде. Женщина думала, что Он говорит о какой-то материальной воде, испив которой, ты больше никогда не возжаждешь, а Христос говорил ей о воде живой.
Когда мы не понимаем каких-нибудь глубоких, духовных вещей, Господь, Который всегда рядом, готов нам помочь. Он весьма предупредителен и помогает нам своим умом дойти до более глубоких смыслов.
В жизни часто бывает, что кто-нибудь говорит нам о важных, глубоких вещах, способных пробудить нас к постижению определенной реальности, в результате чего мы сможем найти смысл жизни. Но мы в эту минуту не понимаем, о чем нам говорят. А спустя какое-то время в нашей памяти всплывает то, о чем нам говорили, и мы понимаем, насколько этот человек был прав. Понимаем, что ключ ко всем недоумениям и терзаниям нашей души скрывался в этом слове. Так произошло и с женой-самарянкой. Когда Христос раскрывает тайну ее души, обнажает самые сокровенные стороны личной жизни этой женщины, она понимает, что беседует не с простым человеком, а с Самим Мессией, Богочеловеком.
На примере этой беседы мы убеждаемся в том, что, когда наш ум заперт и мы не понимаем той мысли, которую Он хочет передать нам, Бог проявляет терпение, смиряется, не одергивая нас и не наказывая. Господь всегда ждет от нас непосредственности и искренности, которые приведут нас к познанию самих себя. Он ждет, чтобы мы осознали место, в котором находимся.
Господь ждет, чтобы мы осознали место, в котором находимся, поняли свое состояние
Жена-самаряныня поняла, что грешна и стоит перед Святым Человеком. И ей тут же захотелось побежать в село и рассказать всем, что она встретила Мессию, Который раскрыл самые сокровенные тайники ее жизни. После беседы с Ним она оказалась настолько полна воды живой, которую Христос излил в ее сердце, что сама стала апостольствовать и свидетельствовать об опыте, полученном ею благодаря встрече с Господом.
Бог, когда желает приблизиться к человеку, всегда внушает ему, что Он Сам – жаждущий, чтобы побудить и нас сделаться жаждущими красоты жизни истинной, евангельской. Встречаясь с нами, людьми, Он внушает нам быть жаждущими и искать утоления своей жажды духовной.
Не впадая в излишний пессимизм, приходится, тем не менее, констатировать, что у современного человека, к сожалению, больше нет никакой жажды, даже жажды чего-нибудь материального. А тем более духовного! Это человек, духовные функции которого анестезированы, так что его уже ничто не побуждает сделаться более непосредственным и искренним, хотя бы с Богом.
Бог ждет от нас, чтобы мы каждый раз, когда Он вступает в беседу с нашей душой, были искренними, непосредственными, чтобы мы не хотели казаться тем, чем не являемся. Давайте же исповедуем Ему подлинное состояние нашей души, чтобы, таким образом, с нами произошла перемена и в нашем сердце возгорелась жажда встречи с Богом.
Самаря́не — название народа, сформировавшегося в результате этнического смешения языческих племен с евреями, населявшего территорию, границы которой соответствовали территории «Северного царства», образовавшегося после смерти царя Соломона в результате распада единого Израильского государства на два самостоятельных царства: Израильское (Северное) и Иудейское (Южное).
Первым правителем Северного царства был Иеровоам (3Цар. 12:20). Для того, чтобы его подданные не посещали Иерусалимский храм, он установил в двух городах, Дане и Вефиле, по золотому тельцу, устроил капище, незаконно поставил священников, ввёл богопротивные ритуалы и приобщил своих подданных к язычеству (3Цар. 12:27-31). Так административное разделение единокровного еврейского народа усугубилось религиозным расколом.
При царе Амврии на горе Семерон, купленной у Семира, был построен город, который, по имени владельца горы, получил название Самария (3Цар. 16:24).
Этот город имел статус столичного и представлял собой хорошо укрепленную, мощную крепость. При Ассирийском царе Салманассаре Самария была осаждена, и затем, не выдержав трехлетней осады, пала. Город был разграблен и разрушен, а сыны Израиля пленены и высланы из своей страны. Местные земли заполнились переселенцами, инородцами. Все живущие на той территории стали именоваться самарянами. Впоследствии к ним был отправлен один из плененных еврейских священников, чтобы научить «закону Бога той земли» (4Цар. 17:24-29). Так грубые языческие верования колонистов столкнулись с верой в «Бога евреев».
Относясь к Единому и Истинному Богу как к одному из многих богов, и даже как к главному местному божеству, самаряне продолжали поклоняться кумирам, оставаясь, по сути, язычниками.
Когда много десятилетий спустя самаряне, желая участвовать в восстановлении разрушенного Иерусалимского Храма совместно с возвратившимися из вавилонского плена представителями бывшего Иудейского царства, обратились к Зоровавелю, то заявили, что они являются почитателями Бога Израилева, и получили отказ (1Езд. 4:1-3). После этого между Иудеями и Самарянами усилилась вражда.
Самаряне признавали Пятикнижие Моисея за Священное Писание и ожидали Пришествия Мессии (Ин. 4:25). Тем не менее, их учение далеко отстояло от официального иудаизма. Один из центральных вопросов разногласия касался того, где должно поклоняться Богу (Ин. 4:20). Недоверие по отношению к самарянам со стороны иудеев было настолько огромным, что и само слово «самарянин» нередко произносилось как бранное. Собственно, этим и объясняется вопрос самарянки Христу: «как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются» (Ин.4:9).
Посылая апостолов на проповедь, Господь заповедовал им: «на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите» (Мф. 10:5). Но это не значит, что Его личное отношение к самарянам отличалось чрезмерным негативизмом. Напротив, объясняя законнику, кто является ближним, Спаситель поставил в пример не священника, не левита, а милосердного самарянина (Лк. 10:31-37). Нечто похожее произошло в случае исцеления десяти прокаженных, из которых только один очно выразил чувство благодарности Сыну Божию, услышав в ответ: «встань, иди; вера твоя спасла тебя». И это был самарянин (Лк. 17:18).
В отличие от упорствовавших в заблуждении иудеев, многие самаряне с радостью восприняли Евангельскую проповедь и последовали за Христом (Деян. 8:12).
В сообщении использованы материалы сайтов pravoslavie.ru, azbyka.ru