2 августа с. г., в день памяти пророка Илии (IX век до Р.Х.), в часовне свв. мчч. Валентина и Пасикрата в г. Ульме была совершена Божественная литургия.
Богослужение возглавил настоятель игумен Максим (Шмидт) в сослужении иерея Валентина Усачева и диакона Сергия Гофсеца. Богослужебные песнопения исполнил мужской состав приходского хора под руководством регента чтеца Николая Шилинцева.
Евангельское чтение дня пророка https://days.pravoslavie.ru/bible/z_lk_4_22_30.html#z.
И духовенство, и прихожане за литургией особо молились о причте и прихожанах общины г. Штутгарта, отмечающих в день памяти пророка Илии свой престольный праздник.
Свою проповедь игумен Максим посвятил жизни и подвигу пророка Илии.
По окончании богослужения настоятель поздравил всех с праздничным днём и особо тех, кто отмечает день своего тезоименитства.
Проповедь в день памяти пророка Божия Илии.
Архимандрит Илия (Рейзмир)
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Сегодня Церковь Православная благоговейно чтит память святого пророка Илии, жившего за много веков до Рождества Христова. Пророк – это, прежде всего, избранник Божий, истолкователь, изъяснитель слова Божия и провозвестник Его воли. Задача пророческого служения заключалась в разрушении беззакония и в созидании праведности. Пророки не только изъясняли людям закон Божий, но и требовали от них его исполнения. Они обличали грехи человеческие и насаждали нравственность в народе. Господь говорит прор. Иеремии: «Смотри, Я поставил тебя в сей день над народами и царствами, чтобы искоренять и разорять, губить и разрушать, созидать и насаждать».
Именно таким избранником Божиим, разрушителем нечестия и созидателем праведности, стражем нравственности народной, и был святой пророк Илия. Он проходил свое служение во время правления нечестивого еврейского царя Ахава, когда тот, по наущению своей еще более нечестивой жены Иезавели, ввел служение идолу Ваала вместо поклонения Единому Истинному Богу. Завезенным Иезавелью из чужой земли идолам Ваала и Астарты по приказу царя приносили человеческие жертвы, пред ними сжигали детей и творили мерзости, совершали празднества, отличавшиеся особой разнузданностью и развратом. Всё это приводило к моральному разложению народа, унижению и обесцениванию человеческой личности и гибели души. Святой пророк Илия, избранник Божий, укрепляемый благодатью Святого Духа, мужественно и с великой ревностью стал бороться с идолопоклонством и его последователями. В книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова, говорится: «И восстал Илия пророк, как огонь, и слово его горело, как светильник».
В наказание за идолопоклонство и нечестие народа святой пророк Илия предсказал, что в еврейской земле три с половиной года не будет ни дождя, ни росы, и оттого произойдет сильная засуха и голод; всё это и сбылось на самом деле, так что святому пророку, поселившемуся в пустыне при ручье, нечем было кормиться, и вороны, по повелению Божию, питали его. А когда пересох ручей, из которого Илия пил воду, Бог повелел ему идти в один город и поселиться у некой благочестивой, но бедной вдовицы, которая кормила и поила его у себя. За это, по слову пророка, во всё продолжение голода не убывал у нее скудный запас муки в кадке и масла в кувшине, хотя взять ей и того и другого было негде и не на что. Это уже посылал Бог, исполняющий алчущих Своими благами. У этой вдовы умер сын, но пророк Илия умолил Господа и воскресил его.
Дорогие братия и сестры! Берите пример с бедной вдовицы, питавшей пророка, и будьте уверены, что от подаяния милостыни не только не обнищаете, но получите великую награду от Господа еще в этой земной жизни и славу в будущей – на небесах.
Когда прошло уже три с половиной года засухи и голода, святой Илия явился из пустыни к царю с укором и обличением в идолопоклонстве и предложил ему собрать весь народ и жрецов идольских на одну гору и исследовать, кто Истинный Бог. Когда собрался народ, святой пророк Илия обратился к нему и сказал: «Ежели мой Бог, Которому я служу верой и правдой, есть Истинный Бог, то веруйте Ему; ежели идол Ваал – бог, то идите за ним. Из жрецов Вааловых здесь целые сотни, а я только один. Соорудим жертвенники: вы – один и я – один. Возложим на них дрова, тельцов и польем водой, а огня подкладывать не будем. Потом призовите богов ваших, а я призову своего Бога, и Бог, Который, услышав молитву, пошлет огонь, да будет признан Истинным Богом». Как предлагал святой пророк, так и сделали. Но сколько ни молились по-своему (кричали, скакали, кололи себя до крови) жрецы Вааловы своему истукану, не было от него ни голоса, ни ответа. А как только помолился святой Илия своему Богу, тотчас спал с неба огонь и попалил не только жертвы с дровами, но и воду, которой они были облиты. Тогда весь народ пал на землю и воскликнул: «Бог Илии есть Истинный Бог, обратимся к Нему». Из ревности своей к вере в Господа пророк Илия избил Вааловых жрецов и потом возвестил о скором дожде, что и исполнилось.
Когда нечестивый Ахав, по коварному плану злобной, хитрой и властной жены Иезавели, предал смерти ни в чем не повинного бедного крестьянина Навуфея через побиение камнями и отобрал его виноградник, то пророк Илия, никого не боявшийся, явился во дворец, по повелению Божию, как грозный посланец неба, чтобы обличить царя. Ахав, увидев его, затрепетал и сказал: «Нашел ты меня, враг мой!» В страхе заговорила совесть Ахава, когда пророк возвестил ему грозные слова Божии: «Ты убил, и еще вступаешь в наследство?.. Так говорит Господь: на том месте, где псы лизали кровь Навуфея, псы будут лизать и твою кровь… Псы съедят Иезавель…»
Итак, в стране нашелся только один человек – пророк Илия, оказавшийся сильнее и смелее всех тех, кто должен был бы не допустить осуждения на смерть невиновного Навуфея. Ведь царские начальники, советники, судьи и вообще вся знать прекрасно знали, что с Навуфеем поступают беззаконно, но они молчали, боялись заступиться за бедняка, навлечь на себя царский гнев и лишиться благ и привилегий.
Святой пророк Илия был так угоден Богу, что удостоился особого явления ему Господа на горе Хорив. В дни скорбных переживаний, когда торжествовало нечестие и жизнь святого пророка Илии была в опасности, Бог после бури, землетрясения и пламени явил ему Свое присутствие в тихом и кротком дуновении ветерка в знак того, что Он – Бог – не столько грозный отмститель творящим злое и карающий нечестивых бурей, землетрясением и огнем, сколько милосердный и чадолюбивый Отец, Который и наказывает людей не по вражде и злобе, а по милости, чтобы вразумить, исправить и спасти от вечных мук. За свою преданность, ревность о славе Божией, за свою святость пророк Илия удостоился быть вознесенным живым на небо.
Дорогое братия и сестры! Велика была верность Господу пророка Илии, велика была и сила его молитвы. Будем подражать его добродетелям: молитве, воздержанию, смирению. Но более всего возлюбим ревность о славе Бога Истинного. Говорю: более всего, ибо эта добродетель приходит у нас едва не в совершенное забвение. Коснутся каким-либо образом нашей чести – мы выходим из себя, готовы отдать за нее нашу жизнь. А честь веры, святейших таинств, честь Искупителя нашего и будущего Судии, честь общей Матери нашей, Церкви, для многих — ничто. Говорите что угодно против всего святого – никто не скажет ни слова в защиту, будут находить удовольствие в ваших словах. Не явный ли это признак, что у таких людей нет веры в сердце, что они тайные язычники?
Будем подражать святому Илии примером благим, личным уважением ко всему священному, добрым словом и убеждением, а главное – личной добродетельной жизнью; будем молиться друг за друга, глубоко веруя в силу молитвы. Будем стремиться к тому, чтобы стать такими же ревнителями правды, каким был пророк Илия.
Святой великий пророче Божий Илие, моли Бога о нас, помоги нам укрепить в себе нашу веру, нашу молитву и желание жить по правде Божией. Аминь.
В сообщении использованы материалы cайтов pravoslavie.ru, stsl.ru